28 июля 2016 г. группа ветеранов Дальней авиации, во главе с гв. п/п-ком В.В. Воробьёвым, покорила самый высокий пик Европы – Эльбрус. Задание Совета ветеранов Дальней авиации выполнено. Флаг Ветеранской организации и памятные знаки водружены на вершине. Восхождение было посвящено 160-й годовщине со Дня рождения М.В. Шидловского.
Командир группы В.В. Воробьёв представил данные объективного контроля.
23 июля 2016 г. группа в составе:
- Воробьев В.В., летчик, Л-29, Ил-28, Ту-16, Ту-22, п/п-к, ДА, 69 лет.
- Сенокосов В.Н., штурман, Бе-12, Ил-76/78, Ту-95, п/п-к, ДА, 65 лет.
- Лукашевич А.Н., штурман, Ту-95, Ту-22, м-р, ДА, 65 лет.
- Кириллин С.Н., журналист, историк ДА, 63 года.
- Кемпа В.Б., летчик, Л-29, Ил-28, Ту-16, Ту-22М3, м-р, ДА, 56 лет.
- Лукашевич Ю.Н., финансист, к-н, ВМФ, ВКС РФ, 53 года.
- Мотовилов И.Б., инженер полка ДА, ГУ ГШ, полковник, 53 года.
- Колесниченко Н.В., инспектор аэродромн. службы ДА, п/п-к, 53 года.
- Белькович А.М, нач. ПДС дивизии, ДА, п/п-к, 53 года.
произвела сбор в п. Терскол Баксанского ущелья и приступила к подготовке Восхождения.
Группа в сборе. Высота 3100. Слева направо: Мотовилов, Сенокосов, Воробьев, Лукашевич А, Лукашевич Ю, Кириллин, Колесниченко, Кемпа, Белькович.
Первый выход на акклиматизацию до высоты 3000. Вокруг высокая трава, большие деревья и тепло.
Через 3 часа пути: 3000м., водопад «Девичьи косы», деревья остались внизу, мелкая трава, камни и заметно холоднее.
Отдых перед обратной дорогой.
Получение и подгонка снаряжения в прокате.
Первый этап подъёма к подножью Эльбруса на «канатке». Вокруг ещё трава.
Второй этап «канатки». Видна только часть снаряжения и продуктов. Вокруг уже снег, а это ещё не конечная точка.
Третий этап. Проезжаем мимо знаменитых «Бочек». Все, что прямоугольное – построено за последние 3-4 года.
Разгрузка на конечной станции «канатки». Все необходимое, в том числе еду и воду на 4-5 дней, привезли и несем с собой.
Наш дом на ближайшие дни. Вместимость до 72 человек. На сегодняшний день это самое комфортное жилье на горе.
Ратрак – основное средство транспортировки людей и грузов на горе.
«Лодка» - основное средство транспортировки раненых и 200-х с горы.
Наш кубрик на 8 человек (в два этажа). Ещё не обжит.
А теперь благоустроен и обжит нами.
Еда. Кормили вполне прилично и по объёму и по качеству.
А это туалет «Прибежище горного орла».
Два летчика (Кемпа и Воробьев). Этот флаг уже был на Эльбрусе в 2013 году.
Список личного состава по возрасту.
Поздравление родному училищу с Эльбруса.
«Зарядное устройство» (т.к. одна розетка на весь кубрик).
Перед занятиями по пользованию ледорубом в случае срыва с тропы. Крайний слева – наш инструктор.
Вот так нужно держать ноги пока не зацепишься ледорубом за склон.
И его последователи (Воробьев, Колесниченко, Лукашевичи, Кемпа и Белькович).
Эльбрус утром. Хорошо видна тропа от Скал Пастухова по склону Восточной вершины к седловине.
Эта же тропа в приближении. Хорошо виден сломанный ратрак (чуть выше и левее центра снимка) и люди (точки), идущие в сторону вершины.
Эльбрус перед рассветом. Светящиеся точки – это группы, движущиеся в сторону вершины.
Наша группа перед тренировочным выходом на Скалы Пастухова.
Начало подъёма. Все ещё бодры и полны сил.
Проходим траверз «Приюта 11» Высота 4050 м.
Верх Скал Пастухова. Высота 4850. Володя Кемпа, который несет памятную доску в честь Шидловского, вымотался так, что заснул прямо на этих камнях.
Мы выполнили первую половину задачи – подняли памятную доску в честь Шидловского на максимальную высоту. Пусть не на самую вершину, но уже на этой высоте из-за недостатка кислорода каждый килограмм ощущается как 10, а в ней больше 7 килограммов. Дальше понесем только флаг Ветеранской организации Дальней авиации.
Подъём на высоту 4850 м. не прошел даром. Валера Сенокосов, когда шли в облаках, шел без защитных очков и в результате «сжёг» глаза – следующие три дня он ходил с красными, опухшими и слезящимися глазами.
У В. Воробьева балаклава не закрывала кончик носа и в результате нос, несмотря на защитный крем, так обгорел, что получилась почти морковка.
Памятный знак остался на высоте 4850 метров, а группа через несколько дней пошла дальше, «в наборе высоты 5642 метра», на штурм вершины Эльбруса.
После поднятия памятной доски в честь Шидловского на высоту 4850 метров впереди завершающий этап с водружением флага Ветеранской организации Дальней Авиации.
Начало «штурмовой» ночи. В 0 ч.17 мин 28 июля 2016 года 8 человек (одного не допустил инструктор) нашей группы погрузились на ратрак и начали подъём на высоту 5100 м.
Вот что было видно из кабины ратрака.
Седловина. Все, что происходило от отметки 5100 до седловины, сфотографировать не удалось никому. Т.к. условия: ночь, температура -15 градусов, встречный ветер порывами до 10 м/сек., снежная тропа шириной 40-50 см. с уклоном вверх от 30 до 45 градусов и уклоном слева вниз в 45 градусов. И все эти «радости» при всё уменьшающемся порциальном содержании кислорода во вдыхаемом воздухе. Если остановиться, то замерзать начинаешь сразу, несмотря на три слоя специальной одежды внизу (до пояса) и четыре слоя наверху. Шли до седловины в таких условиях больше 3-х часов. Вымотались настолько, что дальше пошли только четверо, а остальные по различным причинам вынуждены были пойти обратно.
Пологая часть тропы при дневном свете. Начало подъёма от седловины на Западную вершину. Начался рассвет и поэтому идти несколько легче.
Игорь Мотовилов. Селфи. Можно оценить угол подъёма.
Вышли на «Вершинное плато». Впереди чуть слева видна вершина.
Мы на вершине! Самая трудная часть пути позади!
Вид на Россию (> юго-запад) с вершины.
Флаг Ветеранской организации Дальней Авиации на вершине Эльбруса !!!
Володя Кемпа не может без своего 444-го тбап ДА. И это правильно!
Участники «штурмовой группы» ветеранов ДА с флагом на вершине Эльбруса!!!
Александр Белькович (53).
Адеммий Джаппуев (5 детей) – проводник нашей группы. Именно благодаря спокойствию, вере в нашу группу и опыту этого человека всё получилось. Большое спасибо ему!
Отдых на спуске к седловине. Прекрасная погода и эйфория от успешно выполненного дела.
Спуск с Западной вершины к седловине. Хорошо видна горизонтальная часть тропы от седловины по склону восточной вершины и дальше вниз. Никто ещё не предполагает, что произойдет на этом участке через 30 минут.
100 метров от седловины в сторону спуска. На этом месте, на спуске с вершины не выдержало сердце у одного из участников группы, которая шла за нами. Все семь дней, и внизу и на горе, мы прожили с этой группой бок-о-бок и со многими успели подружиться.
Погрузка тела на ратрак на отметке 5100. До неё тело спускали от седловины спасатели на «лодке».
Сенокосов и В. Воробьев после спуска в долину. Снова попали в лето. На заднем плане наша гостиница.
В. Лукашевич у источника природного нарзана. Более того – через несколько часов мы будем париться в сауне и охлаждаться в купели, наполненной природным нарзаном.
Задание выполнено. Вершина Эльбруса покорена!
Всем спасибо! До новых проектов и встреч!
15.08. 2016 г. В.В. Воробьёв