1 октября (по н.ст.-14) 1910 г. на Воронежском ипподроме произошло историческое событие. Один из первых русских авиаторов, чемпион мира по французской борьбе, артист цирка, «Король железа» Иван Михайлович Заикин в присутствии многочисленных зрителей совершил несколько показательных полётов на самолёте «Фарман-4». В первом полёте пассажиром у И.М. Заикина стал известный цирковой артист, «Король шутов» Анатолий Леонидович Дуров.
Показательные полёты состоялись благодаря активному участию Воронежского воздухоплавательного общества, которое было создано в марте 1910 года и непосредственно А.Л. Дурова.
В 1910 году губернские газеты «Воронежский телеграф», «Живое слово» и «Дон» сообщили читателям сенсационную новость: «1 октября в Воронеже состоится полет аэроплана». Русская авиация делала тогда первые младенческие шаги. О полетах газеты давали огромные материалы: «1 октября будет отмечен в истории Воронежа, как первый авиационный день! Наконец-то и наш воронежский воздух прорежет человек-птица на своей машине... воронежцам ещё никогда не приходилось видеть «живой аэроплан».
Воронежские газеты почти еженедельно печатали восторженные отчеты о полетах русских авиаторов – Михаила Ефимова и Сергея Уточкина, но это где-то, а тут – огромные афиши – «первый в мире летун-борец Иван Заикин в Воронеже». Имя И.М. Заикина, сменившего цирковую арену на штурвал аэроплана, было тогда хорошо известно не только в России, но и за рубежом. Из 5 дипломов, выданных аэроклубом Франции первым русским авиаторам, четвертым оказался мсье Заика (М. Ефимов, Н. Попов, В. Лебедев, И. Заикин). Так называл борца авиаконструктор и директор школы авиаторов в Мурмелоне граф Анри Фарман. Ряд успешных полетов за рубежом. Возвращение на родину – и сразу же турне по городам: сначала Харьков, за ним Воронеж. С нетерпением ждал наш город приезда Заикина. Его портреты висели повсюду: в парикмахерских и купеческих лавках, в окнах отеля «Бристоль» и в витринах музыкального магазина Кастнера, на рекламных тумбах Средне-Московской и Большой Дворянской улиц.
Но всех в рекламе превзошел аптекарский магазин Крачунского и Чериковера. Семен Михайлович Чериковер был известен как почитатель авиаторов, он неоднократно выступал в саду Семейного собрания с публичными лекциями о завоевании воздушного океана, о звездных системах и т.д. Незадолго до приезда Заикина в Воронеж он читал здесь лекцию о «воздушных змеях», о которых написал книгу.
Готовясь к приезду Заикина, Чериковер и председатель воронежской секции воздухоплавания, преподаватель математики железнодорожного училища Николай Николаевич Мещеряков заказали модель аэроплана. В воскресенье, 1 октября, модель «Фармана-4», на котором летал Заикин, была выставлена рядом с занимающей почти всю витрину афишей, извещающей о предстоящих полетах борца-авиатора.
Первые полеты в Воронеже на аэроплане в октябре 1910 года, предпринятые И.М. Заикиным с пассажирами А.Л. Дуровым, Е.Р. Гертель, Е.О. Бурковским вдохновили инженера Г.Ф. Гультрена, владельца мастерских на Большой Дворянской, предпринять попытку создания вертолета.
Вот как вспоминает об этих полётах сам Иван Михайлович Заикин в книге «В воздухе и на арене»:
«В Воронеже меня встретил дрессировщик Анатолий Дуров.
– Милый мой богатырь, я должен был ехать на гастроли еще позавчера, но прочитал на плакате «Летун-богатырь Иван Заикин» и чуть не упал, не знаю отчего, от радости или со злости, что я не авиатор. Сегодня для меня два праздника: ты приехал, и Федор Шаляпин здесь, сегодня его концерт.
На следующий день, проводив Шаляпина, мы поехали на ипподром. Вечер. Весь Воронеж в движении. Тысячи людей окружили ипподром со всех сторон. Обрушилось несколько крыш, доносятся крики и ругань.
Дуров летит со мной.
Я поднял аэроплан на шестьсот метров, пролетел над рекой Воронеж, долетел до ипподрома, спустился. Гром оваций. Дуров счастлив. К нему подходят губернатор и полицмейстер и спрашивают, каково его впечатление и самочувствие.
– Ваше превосходительство, впечатление чудесное, – отвечает Дуров. – Город Воронеж – как кладбище: на церквах– кресты, над могилками – крестики, на улице – людишки маленькие-маленькие, полиции совсем не видно.
Те отмахиваются от него:
– Тьфу, вечно что-нибудь сморозит.
– Ну, Еленочка, – обращается Дуров к жене, – теперь и умереть не грех: все испытал, даже с царством небесным познакомился.
Жена Дурова просит и ее прокатить. Пришлось снова заводить машину. Публика в восхищении: в воздух поднимается женщина. Полетели, сделали два круга на высоте пятисот – шестисот метров, опустились. От полноты чувств Елена расцеловала меня.
Делаю третий полет…»
Назначаю второй день полетов. Желающих летать будут записывать. Обсуждаем с Ярославцевым, что может дать такой полет. Ярославцев предлагает:
- Давай объявим в афише: ты согнешь рельсу перед трибуной. Этим привлечем больше публики. Рядом с плакатом «Летун-богатырь Заикин» вывесили афишу: «На трибунах Заикин исполнит свой аттракционный номер – согнет домостроительную двутавровую балку».
На другой день публики на ипподроме еще больше, чем в первый раз. Городские забрались на крыши домов, приезжие заполнили ипподром. Летало со мной три пассажира. После каждого полета получали цветы. К концу дня скопился целый воз букетов.
Объявляем прощальный полет. Даем телеграмму в Москву в вольное общество воздухоплавания, просим ответить, можем ли занять поле на Ходынке. Там были устроены новые трибуны. Ответ: «Можете приезжать. Председатель фон Мек».
Второй свой «лётный день» Иван Заикин завершил весьма неожиданно, едва не закончив его катастрофой.
Вот что напишет позднее об этом полете журнал «Дивертисмент»:
«Поднявшись при тихой, ясной погоде авиатор на втором круге упал в лесу. Толпа бросилась к лесу, за которым скрылся снижающийся аэроплан. Их взору открылась картина – уткнувшись передним рулем в кладбищенский памятник, распластался аэроплан. Вокруг него, проклиная местного аптекаря Мюфке, ходил Заикин. Причиной катастрофы послужил недоброкачественный бензин, купленный в местном аптекарском магазине. Бензин оказался не качественным. Перед полетом в трубках мотора оставалось еще немного бензина, купленного в Харькове и самолет поднялся, но бак же был наполнен воронежским бензином и когда дошло до него мотор заглох».
После этого случая газеты острили, сообщая читателям, что «Заикин оправдал репутацию хорошего летуна, который умеет не только хорошо парить в небе, но и неплохо падать».
Заикин Иван Михайлович (5.11.1880 - 22.11.1948 г.) –
авиатор, борец, артист цирка.
Чемпион России по тяжёлой атлетике (1904 г.).
Двукратный чемпион мира по французской борьбе. Один из первых русских лётчиков.
Весной 1910 года в Одессе Заикин стал свидетелем шоу, устроенного француженкой баронессой де Лярош, одной из первых женщин-пилотов. Баронесса, однако, россиян не впечатлила: летала мало и невысоко. Разочарованный богатырь сказал, что и он бы так смог, а друг Заикина писатель Куприн подначил борца: «Буду первым твоим воздушным пассажиром». Пари подогрели журналисты, а купцы Пташниковы пообещали богатырю летательный аппарат.
Воодушевленный спором, Заикин бросил арену и помчался во Францию учиться летать. Авиаконструктор и директор школы авиаторов в Мурмелоне – граф Анри Фарман называл борца мсье Заика. Занятия шли на французском, но упрямство оказалось сильнее языковых барьеров.
В августе 1910 г. И.Заикин получил Удостоверение пилота и на «Фармане» стал совершать показательные полёты за рубежом и в городах России. О том, какое место в жизни Ивана Заикина занимала авиация, красноречивее всего говорит такой факт. На одной из своих борцовских фотографий почти сто лет назад он попросил каллиграфическим почерком вывести: “Авиаторъ И.Заикин. Он же борец Ч.М.(чемпион мира Б)”. Как видим, он прежде всего считал себя авиатором, а о звании чемпиона мира по греко-римской борьбе упоминает во вторую очередь.
В 1911 г., после аварии со своим другом А. Куприным, вернулся на арену цирка.
Кроме борцовских схваток И. Заикин выступал и с атлетическими номерами. Он носил по арене на спине якорь на 25 пудов (410 кг); бочку на 40 вёдер воды; поднимал и крутил гриф с десятком зрителей; ложился на арену, а по доскам на его груди проезжал автомобиль с пассажирами. На плече Ивана гнули двутавровую балку, а из листового железа он вил галстуки. С этими номерами он гастролировал в Европе, Африке, Америке и даже Австралии. В Кишинёве улицу, где стоял домик И.М. Заикина, назвали его именем.В 1975 г. о нём был снят художественный фильм «Воздухоплаватель».
Артистические псевдонимы – «Король железа», «Капитан воздуха».
Из истории Воронежской секции воздухоплавания
В марте 1910 года А.Л. Дуров с инженером Е.О. Бурковским организовали секцию воздухоплавания, в которой состояло около ста человек. Занимались теорией и практикой.
Уже в мае инженер Е.О.Бурковский, в саду Семейного собрания демонстрировал построенный им летательный аппарат, спроектированный по типу аэроплана «Блерио». Финансировал проект А.Л. Дуров.
Купив в Харькове авиационный мотор «Анзани», А.Л. Дуров мечтал подарить И.М. Заикину аэроплан, но бюро Е.О. Бурковского так и не окончило его испытаний. В августе 1910 года Евгений Оттонович Бурковский, несмотря на противодействие ряда членов его группы и секции, не дожидаясь получения официального разрешения властей на испытания, решил провести попытку планерного взлета.
Мотор «Анзани»
Иван Заикин
На подводах, с отсоединенными плоскостями, аэроплан вывезли в село Животинное. В полутора километрах от села и было решено испробовать аппарат. На длинных постромках, к опорной, квадратной раме шасси привязали тройку лошадей. По команде возничий погнал лошадей. В первые секунды разбег проходил нормально. Потом произошло непредвиденное. «Аэроплан приподнялся от земли, затем вдруг накренился, ударился на одно колесо, затем накренился на другое – ударился. Консолью правого крыла зацепился за землю. Часть консоли была сломана…» Все попытки собрать какие-либо средства на ремонт аэроплана по общественной подписке затягивались…
Однако воронежские изобретатели долго переживать не стали и приспособили новый мотор под другую задумку: 13 февраля 1911 году по улицам Воронежа пронеслись первые аэросани, вышедшие из умелых рук работников мастерской Евгения Бурковского.
Евгений Оттонович вместе с механиком Ростовцевым со скоростью 30-35 км/час пронесся по Дворянской (пр.Революции), Девицкой (ул.Платонова) до храма св.Владимира (там, где сегодня Комсомольский сквер напротив бывшего кинотеатра «Луч») и вернулись назад на Мясную площадь (где сегодня новое здание театра драмы).
Народ был восхищен произошедшим, но самое примечательное случилось на обратном пути. Журналисты-газетчики насмешливо писали, что «…аэросани были остановлены полицейским чиновником, который не разрешил ехать далее, и спортсменам пришлось остановить мотор и везти домой уже с помощью извозчика на буксире».
«Воронежский телеграф» за 21 сентября того знаменательного года зло пошутил по поводу аэросаней и их испытаний, что это «машина, изобретенная специально для пугания обывательских лошадей и задавливания пешеходов, переходящих улицу. Страдает иногда припадками бешенства». Но у обывателей изобретение пользовалось неимоверной славой. Ведь это был первый удачный пример в России по применению в наземном транспортном средстве авиационного мотора «Анзани».
Свое начало аэросани берут в 1903 году,
их создатель Сергей Сергеевич Неждановский.
Особенной модой тогда пользовался запуск воздушных змеев. Змеи так увлекли Анатолия Дурова, что он пригласил в Воронеж одного из самых модных тогда специалистов по конструкции воздушных змеев инженера С. Неждановского. Он был незаурядным специалистом по змеям и планерам. Оригинальные летательные аппараты, теоретические труды направляли его мысль на новые изобретения. Он с 1904 года работал в Аэродинамическом институте (Кучино) под Москвой и его инженерные познания были широки. Он сооружал грандиозные одно- и многоплоскостные змеи. Запущенные им со змеем планеры пролетали по нескольку километров, что не было достигнуто тогда другими.
Сергей Сергеевич Неждановский сумел применить змеи для фотографирования с воздуха. По сути это именно то, чем занимаются современные беспилотники. Такой человек был интересен и люб. Восторженная толпа с благоговением слушала столичного корифея и радостно приветствовала запуск коробчатых змеев из сада Дуровской усадьбы.
Увлечение А.Л. Дурова авиацией привело к тому, что с его участием состоялся первый в Воронеже полет на аэроплане, его любовь к кинематографу подтолкнула А.Л. Дурова к съемкам в Воронеже кинофильма (сам артист снимался в пяти фильмах).
В 1911 г. в Воронеже было зарегистрировано 11 автомобилей.
Среди них и единственный в городе квадроцикл (мотоцикл на 4-х колёсах)
французского производства, который принадлежал А.Л. Дурову.
Его живописный талант явил городу прекрасные выставки необычных картин на стекле, а его страсть к коллекционированию подарила городу уникальный музей, разместившийся в его усадьбе.
Дом-музей А.Л. Дурова
Музей А.Л. Дурова стал первым в Воронеже частным музеем, существовавшем с 1907 по 1913 гг. В архитектуре усадьбы-музея нашли свое отражение мотивы различных эпох и культур (Египет, Греция, средневековая Европа и т.п.). На трех террасах усадьбы, помимо жилого дома, стояли беседка-бельведер, грот с аквариумом, античные статуи, фонтаны, манеж со входом в виде маски, полуразрушенный средневековый замок, к которому вел подземный ход, а также музейные павильоны, где размещались коллекции картин, скульптуры, а также археологические и этнографические экспонаты. Ниже усадьбы находилась пристань Дурова, где в воде на сваях стоял павильон в виде большой беседки. К сожалению, почти все постройки были разобраны в 1920-30-е и послевоенные годы. В настоящее время разработан проект восстановления усадебных построек начала XX века
1 сентября 1978 г. открылся отдел Воронежского областного краеведческого музея "Дом - музей А.Л. Дурова". В нём бережно хранятся оставшиеся от былой усадьбы бесценные раритеты. Пришедшие в Дом-музей могут в полной мере представить, каким удивительным человеком был Анатолий Леонидович Дуров - клоун, дрессировщик, коллекционер.
Дуров Анатолий Леонидович (26.11.1864 - 7.01.1916 г.)
родился 26 ноября 1864 г. в Москве в старинной дворянской семье. С юности занимался дрессировкой животных. Первое выступление артиста состоялось Москве, когда Анатолию Дурову было 15 лет. Через три года он, как клоун, дебютировал в Воронеже, и уже через 10 лет его имя стало известным не только в России, но и за границей. В 1901 г. А.Л.Дуров решил обосноваться в городе Воронеже, в истории которого он оставил глубокий след. Здесь, в Воронеже, он собрал вокруг себя всех, кого любил, здесь гостили его друзья - Куприн, Гиляровский, Заикин, Шаляпин. Основатель цирковой династии Дуровых был одним из самых популярных и высокооплачиваемых цирковых артистов в России. В Париже в его честь был отчеканен памятный жетон.
Изданная в Дюссельдорфе «Всеобщая энциклопедия циркового искусства» посвятила ему, единственному русскому, отдельную статью. Всегда выступал с животными, с их помощью ставил басни, сцены и даже целые пьесы.
– В 1901 г. А.Л. Дуров купил на окраине города возле реки, дом и усадьбу. Основал в нём музей-паноптикум, и проводил там с большим успехом экскурсии для жителей Воронежа.
– В марте 1910 г. стал одним из основателей секции воздухоплавания в Воронеже.
– В октябре 1910 г. первым из воронежцев поднялся в небо Воронежа на аэроплане «Фарман – 4» летуна (тогда слова «лётчик» ещё не было) И.М. Заикина. Именем великого артиста названа улица в городе Воронеже и Цирк, где стоит ему памятник. Артистический псевдоним Анатолия Леонидовича – «Король шутов».
Два именитых артиста цирка, два энтузиаста неба и земли, подарили воронежцам Первый День Авиации! Заложили первый кирпичик в авиационно-космическое настоящее современного города.
Сохраним в памяти имена покорителей-первопроходцев воронежского неба и дату - 14 октября 1910 года.
Материал подготовил А. Стрельцов
30.11.2017 г.