В русской армии парады получили широкое распространение с конца ХVIII века. В Петербурге ежегодно проводили большие парады: зимний – на Дворцовой площади, весенний на Марсовом поле. Кроме того, ежегодно проводился летний парад в Красном селе. Большими парадами также заканчивались крупные военные манёвры.
В Советской России первый парад частей Красной Армии состоялся 1 мая 1918 г. в Москве на Ходынском поле. С этого времени стали проводиться и воздушные праздники. 1 мая 1918 г. над трибунами пролетел только один самолёт. Его пилотировал лётчик–инструктор Московской школы авиации Виноградов И.Н.
В первые годы во время парада сухопутных войск в основном летали одиночные самолёты, привлекаемые для сбрасывания листовок. В январе 1924 г. во время встречи траурного поезда с телом Ленина над Павелецком вокзале, на малой высоте пролетел один Р-1. Когда траурная процессия вышла на Красную площадь, над ней с нескольких самолётов сбросили белые с траурной каймой листовки памяти Ильича 27 января. В день похорон, предполагалось, что над Красной площадью пролетит большой авиационный эскорт. Но из-за сильного мороза двигатели запустить не удалось.
С развитием авиации полёты самолётов становятся неотъемлемой частью военных парадов 1 мая и 7 ноября.
Если в 1922-1926 гг. над Красной площадью пролетала лишь одна эскадрилья, то в 1927 г. – уже несколько эскадрилий.
Начиная с 1 мая 1930 года, в воздушных парадах постоянно принимают участие самолёты Дальней авиации отечественного производства.
Воздушный парад 1 мая 1930 года
В параде впервые участвовали первые отечественные серийные тяжёлые бомбардировщики ТБ-1 (11-я авиабригада г.Воронеж). Год от года возрастало количество участвующих самолётов.
К первомайскому празднику 1932 г. привлекалось уже 300 самолётов разных типов (включая ТБ-1 и ТБ-3).
Организованный пролёт самолётов, авиаполков и соединений в боевых порядках стали официально называть воздушным парадом. Для организации и руководства таким парадом назначался командующий.
Воздушный парад 1 мая 1935 года
1 мая 1935 г. флагманом парадной колонны был пилотируемый экипажем Громова М.М. самолёт-гигант АНТ-20 «Максим Горький». За ним в плотном строю летело около 800 самолётов.
Впервые 1000 самолётов участвовали на параде 1 мая 1936 г., вытянувшись в 20-ти километровую колонну, пролетавшую над Красной площадью в течение 10 минут.
В начале тридцатых годов, когда был учреждён Всесоюзный день Воздушного Флота СССР, ежегодно, в июле или августе, стали проводиться авиационно-спортивные праздники. Они проводились в Москве вначале на Центральном аэродроме, позже в Тушино.
Воздушный парад 1 мая 1941 года
Командующим парадом был назначен генерал-майор авиации Пумпур П.И., главным штурманом - генерал-майор авиации Стерлигов Б.В. В процессе подготовки к параду было издано постоянное «Руководство по проведению воздушных парадов и демонстраций». Для участия в параде были привлечены: флагманская группа в составе Пе-8 в сопровождении двух МиГ-3; 8 девяток бомбардировщиков Пе-2; 5 девяток бомбардировщиков Як-4 (ББ-22); 3 девятки истребителей МиГ-3; 5 девяток истребителей ЛАГГ-3; 5 девяток истребителей Як-1; 18 девяток бомбардировщиков СБ. Всего 399 самолётов.
Группа СБ шла на высоте 1500 м, группа новых самолётов – на высоте 1000 м, скоростные звенья – на высоте 500 м. Заключительным аккордом воздушного парада был полёт пикирующих бомбардировщиков. Лётчики Пе-2 с большой высоты, на огромной скорости пикировали над Красной площадью, и их самолёты исчезали также неожиданно, как неожиданно и появлялись.
Первого мая 1941 г. погода была отличной, и парад прошёл хорошо. Второго мая Центральный комитет и Совнарком устроили для участников парада большой приём в Кремле.
Парады в Великую Отечественную войну
7 ноября 1941 года, несмотря на суровую обстановку на фронтах, традиционный военный парад в обстановке сверхсекретности готовился одновременно в трёх городах страны – Москве, Воронеже и Куйбышеве.
В Москве парад на Красной площади 7 ноября 1941 г. принимал маршал С.М. Будённый. После парада войска отправлялись прямо на фронт. Готовилась к воздушному параду и авиация, но сильный снегопад и пурга исключили возможность участия авиации в этом историческом параде.
В Воронеже на центральной площади парад войск и боевой техники принимал маршал С.К. Тимошенко. После прохождения торжественным маршем войска также уходили на фронт.
Из трёх парадов только парад в Куйбышеве включил в себя не только прохождение войск и боевой техники (принимал парад маршал К.Е. Ворошилов, задействовано было 22 тысячи человек), но и воздушный парад в котором участвовали до 700 самолётов, преимущественно новых видов бомбардировщиков, штурмовиков, истребителей.
Командовал воздушным парадом командующий ВВС Приволжского военного округа полковник Судец В.А.
На торжестве присутствовали руководители партии и правительства во главе с М.И. Калининым. Гостями парада стали члены дипломатического корпуса, английская военная миссия во главе с Макферланом, военные атташе и иностранные корреспонденты.
В очередной раз была продемонстрирована всему миру, несмотря на понесенные потери и обстановку на фронте, мощь советской авиации.
Это был единственный воздушный парад за все годы войны, ставший грандиозной демонстрацией советских ВВС иностранному дипломатическому корпусу.
Сейчас даже в самом крупном за всю современную историю воздушном параде над Красной площадью 9 мая 2010 года участвовало только 127 самолётов.
В 1944 г., на четвёртый год войны.
Всё более весомым становился вклад нашей авиации в достижение победы на фронте. Поэтому и было решено впервые с начала войны широко и торжественно отметить День Воздушного Флота над Красной площадью. Центром воздушного праздника в Москве была Красная площадь. В 17.00 над Москвой загремели залпы праздничного салюта, а над Красной площадью на высоте 600 метров появилась первая «девятка» истребителей Як-9, ведомая заместителем командующего ВВС МВО. Вторую «девятку» возглавил начальник Высшей офицерской школы воздушного боя генерал-майор авиации Жуков, третью – командир эскадрильи майор Орлов.
После прохождения Устинского моста истребительная группа, набрав 1200 метров, в течение 10 минут ходила по кругу над Садовым кольцом. Вслед за истребителями на высоте 700 метров над Красной площадью прошли три «девятки» лучших фронтовых бомбардировщиков Ту-2 из состава 326 бад. Их вёл командир авиадивизии Лебедев В. С.
Вскоре после праздника 326 бад убыла на фронт, где отличилась в боях за освобождение Украины, Прибалтики, в Восточно-Прусской и Берлинской операциях.
Первомайский воздушный парад 1945 г.
Приказ о проведении парада над Москвой был отдан 10 апреля.
Командующим парадом был назначен командующий ВВС МВО генерал-лейтенант авиации Сбытов Н.А., главным штурманом – генерал-лейтенант авиации Стерлигов Б.В.
В параде участвовали: дивизия штурмовиков Ил-2 (командир дивизии полковник Царёв); дивизия штурмовиков Ил-10 (генерал-майор Белоконь); дивизия истребителей Як-3 (генерал-майор Жуков); дивизия истребителей Ла-7 (полковник Холодцев); дивизия бомбардировщиков Ту-2 (генерал- майор авиации Трифонов).
Парадная колонна состояла из пяти дивизий в строю «девяток», всего сорок «девяток». Вместе с флагманским кораблём Пе-8 всего 361 самолёт. В процессе подготовки к параду в дивизиях были проведены групповая слётанность в составе «девяток». Затем проведена тренировка в сборе парадной колонны и полная генеральная репетиция.
1 мая погода стояла хорошая. В расчётное время начался взлёт дивизий со всех аэродромов Подмосковья. С Центрального аэродрома выполнил взлёт флагманский самолёт – дальний бомбардировщик Пе-8. Между городами Клином и Калининым он развернулся на Москву, дивизии парадного расчёта одна за другой становились в колонну за ним. В расчётное время пролёта над Красной площадью флагманский самолёт прошёл над Мавзолеем В.И. Ленина. Воздушный парад 1 мая 1945г. прошёл успешно.
В тот же день на фронте ранним утром 1 мая над зданием рейхстага развевалось Знамя Победы. 1 мая лётчики 2-й ВА совершили необычный полёт над Берлином. Гвардейцы-истребители подготовили два красных полотнища. На одном из них было написано «Победа», на обратной стороне – «Слава советским воинам, водрузившим Знамя Победы над Берлином», а на другом – «Да, здравствует 1 МАЯ».
Днём, гвардии капитан В.К. Новосёлов и майор Н.А. Малиновский, герои Советского Союза В.Н.Буянов, И.П. Лавейкин, П.И. Песков и другие прославленные лётчики на 16 истребителях под командованием дважды Героя Советского Союза полковника Ворожейкина появились над рейхстагом и сбросили на парашютах красные полотнища. Эти полотнища, видимые с земли на большом расстоянии, как бы оповещали о полной победе Советских Вооружённых Сил. К исходу 2 мая Берлин был полностью занят советскими войсками. Это явилось составной частью воздушного парада в Москве.
После войны первый воздушный парад планировался в день празднования Победы, назначенного на 24 июня 1945 г. В параде должны были принять участие по одной дивизии каждого рода. Командующим воздушным парадом был назначен Главный маршал авиации Новиков А.А.
21 июня он лично провёл на флагманском корабле Пе-8 генеральную репетицию парада. Но в день Парада Победы с утра пошёл дождь и воздушный парад был отменён.
Воздушный парад в Тушино 1947 г.
18 августа 1947 г. отряд, состоявший из трёх стратегических бомбардировщиков Ту-4, впервые пролетел на публике в День Воздушного Флота в Тушино.
Возглавил отряд Главный маршал авиации Голованов с лётчиком-испытателем Васильченко (самолёт №3). Ведомыми были экипажи летчиков-испытателей Рыбко и Галая. Эти самолёты Ту-4 были первыми в серии из 20-ти испытываемых стратегических бомбардировщиков.
Авиационный парад 1 мая 1948 г.
Первого Мая, в 10 часов 35 минут утра, над зданием Исторического музея появился четырёхмоторный бомбардировщик дальнего действия Ту-4. Этим начался авиационный парад в Москве. На борту самолёта – командующий авиационным парадом гвардии генерал-майор авиации В. И. Сталин. Флагманский корабль сопровождали четыре истребителя под командой Героя Советского Союза гвардии капитана Владимира Громаковского.
За флагманским кораблём Ту-4 проследовали сомкнутыми «девятками» в кильватере двухмоторные бомбардировщики, штурмовики, поршневые истребители, реактивные истребители. Девятка бомбардировщиков дальнего действия Ту-4, которую вёл Главный маршал авиации А. Е. Голованов завершала парад.
Миллионы москвичей любовались могучей советской авиационной техникой. С земли им всё казалось простым: ничего нет удивительного в том, что мощные машины чудесным весенним утром пронеслись над Красной площадью в парадной колонне, протяжённостью в 54 км.
Воздушный парад 7 ноября 1949 г.
«Низко над Красной площадью проходит флагманский корабль Ту-4 с эскортом истребителей. Его ведёт командующий воздушным парадом гвардии генерал-лейтенант авиации В.И. Сталин. За флагманом, басовой нотой моторов, заглушая земные звуки, проходят тяжёлые стратегические бомбардировщики Ту-4. Их ведёт над Красной площадью ветеран Отечественной войны, Герой Советского Союза полковник Романов.».
Газета «Красная звезда» 10 ноября 1949 г.: в короткие сроки экипажи 45 Гомельской авиадивизии (52, 203 и 362 тбап) первыми в Дальней авиации освоили современный стратегический бомбардировщик Ту-4 и продемонстрировали своё лётное мастерство перед руководителями Партии и Правительства.
Воздушный парад 1 мая 1950 г.
Газета «Правда» 2 мая 1950 г. писала:
«Над Красной площадью в весеннем московском небе пролетает четырёхмоторный флагманский корабль, эскортируемый четвёркой реактивных истребителей. Флагманский самолёт Ту-4 ведёт командующий воздушным парадом гвардии генерал-лейтенант авиации В.И. Сталин. Волна за волной плывут четырёхмоторные корабли Ту-4 нашей мощной бомбардировочной авиации. Самолёты ведёт Герой Советского Союза гвардии полковник С.М. Романов.
Стремителен полёт самолётов реактивной авиации. Из-за острых шпилей Исторического музея одна за другой вылетают эскадрильи самолётов. В парадном строю летят самолёты Ил-28 конструкции Ильюшина. На первом самолёте – Герой Советского Союза подполковник А.А. Анпилов. Первую колонну истребителей ведёт гвардии полковник С. Астахов. В строю колонны и молодые лётчики – майор Бабаев, старший лейтенант Г. Родин, гвардии майор А. Микоян и десятки других мастеров авиационного дела».
Воздушный парад 1 мая 1952 г.
Газета «Красная звезда» 4 мая 1952г.: «В небе появился многомоторный флагманский корабль Ту-4 командующего парадом гвардии генерал-лейтенанта В.И. Сталина в сопровождении реактивных истребителей». Это был последний полёт командующего ВВС Московского военного округа генерала В.И. Сталина.
Из-за плохих метеоусловий один из самолётов Ил-28 56-й бад потерпел катастрофу, экипаж погиб.
По итогам воздушного парада правительством СССР были сделаны соответствующие выводы. Командующим ВВС МВО был назначен генерал-полковник авиации С.А. Красовский.
Воздушный парад 1 мая 1953 г.
Газета «Красная звезда» 4 мая 1953г.: « Одновременно с началом парада наземных войск в воздухе над Красной площадью появились первые самолёты. В сопровождении четырёх истребителей Миг-17 грациозно пролетает стратегический бомбардировщик М-4. За ними следуют дальние бомбардировщики Ту-16 и фронтовые Ил-28. Звенья реактивных истребителей, подобно молнии, пронзали небо.».
Воздушный парад 7 ноября 1955 г.
Газета «Правда» 8 ноября 1955 г.: «Из-за золочённых шпилей Исторического музея появляется флагман воздушного парада – стратегический бомбардировщик Ту-95, олицетворяющий современную технику тяжёлого самолётостроения. Машину ведут лётчик подполковник Галицкий и штурман полковник Рощин. Флагмана эскортируют четыре истребителя. За флагманом идёт группа реактивных бомбардировщиков – Ту-16 машин невиданной скорости и дальности полёта. Её ведёт Герой Советского союза полковник Марусиченко».
Воздушный парад 1 мая 1957 г.
Из речи на первомайском параде Министра обороны СССР, четырежды Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза Г.К. Жукова:
«Советский народ может вполне положиться на свои Вооружённые Силы, которые имеют высокие моральные боевые качества и располагают всеми современными средствами борьбы, необходимыми для разгрома любого агрессора».
И в подтверждении этих слов над островерхими башнями исторического музея показался флагманский реактивный воздушный корабль М-4. Его ведут полковники Пономаренко В.В. и Ванчурин В.К. Гигантскую серебристую машину эскортируют реактивные истребители по два с каждого борта.
Затем на большой скорости к Красной площади приближаются дальние бомбардировщики Ту-16. Во главе колонны Ту-16 – Герой Советского Союза генерал-майор авиации Иванов А.В.
Пономаренко Владимир Васильевич – командир инструкторского экипажа ДА. Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941г., в августе 1942г. на Пе-2 бомбил Берлин, награждён тремя орденами Ленина, четырьмя – орденами Красного Знамени, двумя – Красной Звезды. После войны зам. командира 203 тбап. Первым в ДА участвовал в испытаниях Ту-4, Ту-16, М-4 (3М) и последовательно представлял их на воздушных парадах с 1948 по 1957 гг.
Иванов Анатолий Васильевич – зам. командира 201 тбад. Участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1943г.). После войны – командир 203 тбап. Возглавлял перевооружение полка на Ту-4 и Ту-16. Формировал первые стратегические полки самолётов М-4 (3М).
Ванчурин Валентин Константинович – старший инструктор-штурман ДА. Участник Великой Отечественной войны. Награждён двумя орденами Красного Знамени, четырьмя – орденами Красной Звезды. После войны штурман 203 тбап. Окончил Военно-воздушную академию. Летал на самолётах Ту-4, Ту-16 и М-4 (3М).
Воздушный парад 9 июля 1961 г. в Тушино
В 1961 г. над Москвой был показан ракетоносец Ту-95К, за штурвалом которого находился командир 106-й тбад Герой Советского Союза А.А. Плохов. Лётчики Дальней авиации продемонстрировали и строй из 10 новых сверхзвуковых самолётов Ту-22. На парад было приглашено много иностранных наблюдателей, в том числе и военных. За флагманом шло три тройки Ту-22. Возглавлял всю группу лётчик-испытатель КБ Туполева А.Д. Калина.
Вспоминают участники парада - Герой Советского Союза, Заслуженный военный лётчик СССР генерал-лейтенант авиации Плохов Алексей Александрович:
«В 1961 г. я командовал 106-й тбад. Экипажи летали на самолётах Ту-95К. При подготовке к параду мы целый месяц сидели на аэродроме Чкаловский. На параде я летал флагманом в сопровождении истребителей. Две «девятки» Ту-95К нашей дивизии прошли с ракетами, которые находились в выпущенном положением под фюзеляжем. Ракеты были окрашены в оранжевый цвет.
Запад был удивлён возросшей мощью нашей авиации. Дальняя авиация стала ракетоносной.
Отзыв в прессе о воздушном параде, в том числе и зарубежных корреспондентов:
«Всех потрясло появление десяти бомбардировщиков среднего радиуса действия, реактивные двигатели которых были установлены поверх хвостового оперения. НАТО ничего не было известно о них».
За успешное освоение Ту-22 и участие в параде летчики были награждены орденами Красной Звезды, штурманы – Знак Почета, операторы – медалями «За боевые заслуги).
Для участников парада был устроен в Кремле приём. В Георгиевском зале для правительства и генералитета были накрыты столы по периметру зала, вдоль стен. В Грановитой палате для непосредственных участников столы стояли рядами, образуя посередине широкий проход».
Авиационный парад в ДОМОДЕДОВЕ 9 июля 1967г.
(в ознаменовании 50-летия Великого Октября)
Начальник отдела УБП Дальней авиации полковник Вахнов В.С. вспоминает:
«1967г. – год 50-летия Октябрьской революции. Правительство приняло решение о проведении в юбилейном году большой авиационной выставки и воздушного парада над аэропортом Домодедово. Дальняя авиация должна участвовать в параде двумя полками Ту-22К с ракетами класса «воздух-земля». Командующий ДА свом приказом назначил в парадный расчёт 203 полк из Барановичей, командир полка подполковник Волков А.Н. и 341 полк из Озёрного – командир полка подполковник Чесноков В.В. Командиром сводной группы, он же лётчик флагманского самолёта, был назначен командир 15 тбад – генерал-майор авиации Горбунов Иван Владимирович.
Лётчики Дальней авиации продемонстрировали высокое лётное мастерство.
Воздушный парад 9 мая 1995 г. в Москве над Поклонной горой
После распада СССР в России в честь 50-летия Победы Советского народа в Великой Отечественной войне был проведен воздушный парад.
К участию в параде привлекалось 53 самолёта и 26 вертолётов. Командующим парада был назначен генерал-полковник авиации Дейнекин П.С.
Дальняя авиация была представлена всего шестью самолётами: из них Ту-160 – один, Ту-95 – один, Ил-78 – два, Ту-22М3 – три.
Парадную колонну на стратегическом бомбардировщике Ту-160 возглавлял ГК ВВС генерал-полковник Дейнекин П.С..