logoDA-SVlogoSVDA

28 июля 2018 года исполнилось 130 лет со дня рождения одного из героических первопроходцев Дальней авиации России, летчика Эскадры Воздушных Кораблей «Илья Муромец» поручика Макшеева Дмитрия Дмитриевича.

Будущий отважный пилот родился 15 (28) июля 1888 года в Вологодской губернии. Происходил из обедневших московских дворян. Его путь в авиацию пролегал через годы военной службы в сухопутных войсках. В 1905 году Дмитрий выдержал экзамен при Омской войсковой команде на чин прапорщика запаса армейской пехоты и проходил службу в 10-м Омском пехотном Сибирском полку. Затем была служба в 11-м гренадерском Фанагорийском полку, дислоцировавшемся в Ярославле.

В 1911 году увлекся авиацией и вступил в число учеников авиационной школы при Московском обществе воздухоплавания, которую окончил осенью 1912 года в звании пилота-авиатора.

Желая получить более основательную теоретическую подготовку и познакомиться с аппаратами новейших систем, в марте 1913 года поступил в офицерскую воздухоплавательную школу, Авиационное отделение которой окончил по первому разряду, выдержав экзамен на звание «Военный летчик».

Макшеев 130 лет 02С ноября 1913 года прапорщик Макшеев Д.Д. – младший офицер авиаотряда Гренадерского корпуса. С начала Первой мировой войны воевал в Гренадерском авиаотряде. К маю 1915 года совершил 27 боевых вылетов. 1-го мая 1915 года командирован в Севастопольскую военную авиационную школу. С августа 1915 года – младший офицер 31-го корпусного авиаотряда, а с ноября – начальник отряда.

17 декабря 1915 года переведен в ЭВК «Илья Муромец». 16 марта 1916 года назначен командиром воздушного корабля «Илья Муромец XVI» в 3-м отряде, базировавшемся в районе деревни Станьково (45 км от Минска). 15 апреля 1916 года за успешное ведение воздушной разведки награжден орденом Св. Анны 3-й степени, а позднее еще двумя орденами: Св. Станислава II степени и Св. Владимира IV степени. 19 мая того же года получил чин поручика.

По смелости действий и настойчивости в выполнении боевых заданий Макшеев заметно выделялся даже среди опытных летчиков. Зная, что в любом полете может встретить немецкие истребители, он брал на борт 4 пулемета с запасом патронов: один – для артиллерийского офицера, другой – для помощника, третий – для механика, четвертый – запасной. Только однажды он изменил своему правилу и этот полет оказался для него последним.

Макшеев 130 лет 03

Команда корабля «Илья Муромец XVI» № 188, серии Г-1 и экипаж, снятый незадолго до гибели.
На скамейке сидят слева-направо: поручик Ф.Гаибов, поручик М.А.Рахмин, поручик Д.Д.Макшеев и
подпоручик О.С.Карпов. 3-й боевой отряд Эскадры боевых кораблей. Западный фронт,
деревня Станьково Минской губернии, август 1916 г.

Для выполнения задач военной операции командованием фронта было решено провести 12 сентября 1916 года массированный налет на штаб и объекты тыла 89-й немецкой дивизии и аэродром в районе Боруны-Антоново Ошмянского района Гродненской губернии. Для этого привлекался 3-й отряд «Муромцев». В расчете на прикрытие истребителями, экипажи кораблей часть оборонительного оружия заменили на дополнительные бомбы. Экипаж Макшеева вместо четырех пулеметов оставил на борту только два, за счет чего увеличил бомбовую нагрузку. Из-за недостаточной подготовки к массированному налету возникли серьезные проблемы. Из четырех планировавшихся «Муромцев» на задание вылетели только два. Один самолет не смог подняться в воздух из-за неисправности сразу трех двигателей, второй вернулся почти сразу после взлета из-за слабой подготовки помощника командира Воздушного Корабля. На боевой маршрут легли экипажи Башко и Макшеева. Однако, по причине отказа одного из двигателей, Макшеев, на половине пути, также вынужден был развернуть свой корабль на обратный курс. Видимо, неисправность оказалась не серьезной и её удалось устранить в воздухе. Когда вновь заработал отказавший мотор, Макшеев принял решение продолжить выполнение боевого задания и вновь взял курс к цели. Теперь он летел один без прикрытия истребителей, которые уже возвращались на свои аэродромы. Успев отработать по цели, корабль был атакован четырьмя немецкими истребителями. В неравном воздушном бою экипаж «Муромца» сумел подбить три вражеских самолета, но и сам получил серьезные повреждения. Последняя атака четвертого истребителя оказалась роковой. Самолет загорелся в воздухе и рухнул на землю. Так героически погиб один из талантливых летчиков ЭВК «Илья Муромец» и его экипаж.

Макшеев 130 лет 04Немцы, отдавая дань уважения мужеству русских летчиков, похоронили их с воинскими почестями, о чем сообщили по каналам связи и в фронтовой газете.

В апреле 2009 года в центре агрогородка Боруны был установлен памятник героическому экипажу. На нем изображены барельефы летящего Воздушного Корабля «Илья Муромец», 4-х погибших русских летчиков – О. Карпова, М. Рахмина, Д. Макшеева, Ф. Гаибова и знака ордена Святого Георгия IV степени, которым они были награждены посмертно. За памятником бережно ухаживают и чтут память героических русских летчиков учащиеся местной школы и жители городка. Каждый год 25 сентября они проводят у памятника школьные линейки и с благодарностью вспоминают героев-летчиков.

Макшеев 130 лет 05

Помним и мы о наших героях, которые стояли у истоков Дальней авиации и ковали её боевую славу. Сегодня наша память обращена к славному сыну земли русской, большому патриоту России, замечательному военному летчику, подлинному герою – поручику Макшееву Дмитрию Дмитриевичу. Эту память мы будем бережно хранить и передавать следующим поколениям.

Макшеев 130 лет 06