Ярчайшей, героической страницей в истории Комсомольского авиационного объединения стало производство дальнего бомбардировщика ДБ-3, и его модернизированного варианта ДБ-3Ф, известного всему миру как Ил-4. За годы войны на заводе было построено почти половина от общего количества этих самолетов, выпущенных на предприятиях страны.
За период с 1 января 1941г. по 1 января 1945 г. мощности завода выросли по производственным площадям - в 2,6 раза; по станочному оборудованию - в 1,9 раза. Объем производства за этот период увеличился в 2,6 раза, причем численность производственных рабочих в 1945 г. была на уровне 1941г.
Это дало возможность поставить фронту 2757 самолетов Ил-4.
Цех сборки Ил-4
С.В. Ильюшин с самолётостроителями
Количество выпущенных дальних бомбардировщиков Ил-4 по годам:
- 1941 год – 360 самолётов, - 1944 год − 597 самолётов,
- 1942 год – 695 самолётов, - 1945 год – 485 самолётов.
- 1943 год – 658 самолётов,
Темп сборки был доведен до 2-3-х самолётов в сутки.
Модификации Ил-4 позволяли применять как бомбы, так и торпеды.
18 июля 1942 г. завод был награждён орденом Ленина.
За ударный труд свыше 4 тысяч работников предприятия были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В рядах Советской Армии и Флота сражалось более 3 тысяч авиастроителей.
В конце января 1942г. генерал-лейтенант А.Е. Голованов, уже занимавшийся по заданию Правительства формированием АДД, поручил м-ру Щербакову А.И. возглавить большую группу лётного состава для перегонки с Дальнего Востока (АЗ № 126) самолётов ДБ-3Ф (Ил-4), для формирования 750 и 751 апдд. Задание было успешно выполнено. Более 60 самолётов приземлились на аэродроме Кратово под Москвой и вошли в состав нового соединения. Майор Щербаков А.И. был назначен командиром 750 авиационного полка дальнего действия.
В годы войны многие советские люди - от пчеловода до академика, вносили свои средства на строительство боевой техники, часто той, что производилась на близлежащих военных заводах. Саратовцы - на" Яки", Куйбышевцы – на Ил-2, ну а тем, кто жил за Байкалом, ближе были Ил-4.
Поэтому подарком чекистов Дальнего Востока стала эскадрилья дальних бомбардировщиков, выпущенных заводом № 126 в Комсомольске-на-Амуре. Официальное вручение прошло в Хабаровске. Именные машины доверили лётчикам 444-го ДБАП 53-й АД во главе с командиром эскадрильи капитаном А. В. Гаврилиным, которые вместе с ними должны были остаться в боевом полку.
Выпуск самолётов ДБ-3Ф (Ил-4) в 1940 — 1946 гг.
Завод | 1940 | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | 1946 |
№23 | 110 | 257 | |||||
№39 | 198 | 44 | 53 | 698 | 118 | ||
№126 | 360 | 695 | 658 | 597 | 485 | 4 | |
№18 | 808 | 328 |
В память о боевом и трудовом подвиге комсомольских авиастроителей на территории авиационного производственного объединения КнААПО открыт памятник.
Останки самолета Ил-4, найденные на Кольском полуострове в северных болотах, были перевезены на завод. Самолет был восстановлен и в августе 1982 г. водружен на постамент.
В Москве, на Поклонной горе стоит боевой дальний бомбардировщик Ил-4 с заводским номером 17404. Самолёт был построен в первой половине 1945 года на заводе № 126 в Комсомольске-на-Амуре, прекрасно сохранился и полностью передаёт посетителям дух того времени - времени героического, самоотверженного ратного и воинского труда!