logoDA-SVlogoSVDA

6 июня 1941 года группу работников Воронежского авиационного завода № 18 вызвали в Москву к И.В. Сталину для доклада о выпуске самолетов ДБ-3Ф, ЕР-2, ИЛ-2.

Поехали директор завода М.Б.Шенкман, парторг Н.И.Мосалов, главный инженер Н.Д.Востров и главный технолог В.И.Демин.
И.В. Сталин говорил с заводчанами о производстве бомбардировщиков ДБ-3Ф, ЕР-2 и о штурмовиках Ил-2, серийное производство которых было освоено в марте - по инициативе директора завода.
Говорили еще об оплате труда рабочих, о директорском фонде, который было обещано увеличить почти в три раза.

zavod 18-02ДБ-3Ф (Ил-4)zavod 18-03Ер-2zavod 18-04Ил-2

Из Москвы воронежцы уезжали окрыленные. А через две недели началась война. А еще через месяц выяснилось, что штурмовики Ил-2 являются самым эффективным штурмовым средством в борьбе с хорошо вооруженными гитлеровцами и их выпуск надо немедленно наращивать. Завод перешел на работу в две смены, каждая из которых продолжалась по 12 часов.

В Воронеж прибывал лётный состав, формировались полки и с получением новой авиатехники убывали на фронт бить врага.

zavod 18-05zavod 18-06

Будущий дважды Герой Советского Союза А.И. Молодчий, в качестве инструктора, ставил «на крыло» Ер-2 лётчиков 420-го авиационного полка.

zavod 18-07zavod 18-08

А в 164-м резервном полку будущий Герой Советского Союза, командующий ДА В.В. Решетников, обучал лётчиков технике пилотирования на ДБ-3Ф (Ил-4).

orden Lenina23 августа 1941 года, за образцовое выполнение заданий Правительства по производству боевых самолетов, завод № 18 был награжден орденом Ленина. 100 его работников были отмечены орденами и медалями, в том числе директору завода М.Б.Шенкману был вручен орден Ленина.

zavod 18-10В июле начались бомбардировки завода, и стало ясно, что в Воронеже предприятие работать не сможет, надо переезжать в тыл. Вот тогда и проявился весь организаторский талант директора завода.
Первыми эшелонами в г. Куйбышев были отправлены не только семьи рабочих и станочное оборудование, но и готовые крупные узлы будущих штурмовиков. Трудно поверить, но первый  Ил-2 был  изготовлен через месяц после того, как завод прибыл в город. И это при том, что станки располагались буквально под открытым небом.

zavod 18-1110 декабря 1941 г. лётчик-испытатель, начальник ЛИС завода К.К. Рыков (будущий Герой Советского Союза) поднял его в воздух. Он же давал путёвку в небо первым ДБ-3, Ер-2, Ил-2 и на воронежской земле.

zavod 18-1223 декабря 1941 г. на завод пришла телеграмма: «Директору завода Шенкману и его коллективу. Вы подвели нашу Красную Армию. Вы выпускаете по одному Ил-2 в день. Это насмешка над страной, над Красной Армией. Самолеты Ил-2 нужны для Красной Армии как воздух, как хлеб. Увеличивайте выпуск самолетов Ил-2 в два, в три, в пять раз… Сталин».

Грозная телеграмма Сталина (хранится в Музее завода) могла довести до инфаркта любого руководителя, но Матвей Борисович молча пережил несправедливый гнев вождя. А утром собрал руководящий состав завода и все вместе решали, как ускорить выпуск самолетов. Тогда же приняли программу наращивания выпуска продукции. Завод перешёл на 18 часовой рабочий день.

В Москву была отправлена телеграмма – «О мерах по ликвидации позорного отставания».

zavod 18-13

В январе завод стал выпускать по 7 штурмовиков в день, в марте в 12 раз больше, а в мае программа была и вовсе перевыполнена.

zavod 18-14Жизнь М.Б. Шенкмана  трагически оборвалась в мае 1942 года, в авиационной катастрофе под Н.Тагилом.

Постановлением Правительства на заводе был поставлен памятник М.Б. Шенкману. Он же стал прототипом главного героя фильма «Особо важное задание», прогремевшего в своё время на всю страну.
До конца войны коллектив завода успешно продолжал выпуск легендарного самолёта, приближая нашу общую ПОБЕДУ!

Ил-2 («Чёрная смерть», «Летающий танк», «Горбатый», «Оружие Победы») являлся самым массовым советским самолётом периода Великой Отечественной войны.

Всего авиастроители завода № 18 выпустили:
- ДБ-3 (Ил-4) – 1907 штук (1937-10.1941г.г.) из общего числа выпущенных 6800,
- Ер-2 – 71 самолёт (05.1940-10.1941г.г.) из общего числа выпущенных 462,
- Ил-2 – 26888 штук (03.1941-05.1945г.г.) из общего числа выпущенных 36183.

В 1943 году, после освобождения Воронежа, авиационный завод стали восстанавливать. Но прежний номер завода, орден и основная часть коллектива остались на куйбышевской земле, где продолжался выпуск легендарных штурмовиков Ил-2.

zavod 18-15zavod 18-16

В Воронеже и Самаре, на постаментах возле авиационных заводов «ВАСО» и «Авиакор», стоят боевые самолёты Ил-2, как символ трудового подвига самолётостроителей завода № 18 в годы Великой Отечественной войны, выпускавших необходимые фронту дальние бомбардировщики Ил-4, Ер-2 и штурмовики Ил-2.

НИЗКИЙ ПОКЛОН ВАМ И ОГРОМНОЕ «СПАСИБО» ЗА ВАШ РАТНЫЙ ТРУД!!!