logoDA-SVlogoSVDA

В связи с созданием в 1960 году РВСН Дальняя авиация претерпела значительные структурные изменения. Она перешла на корпусную систему: армии были переформированы во 2, 6 и 8-й отдельные тяжелые бомбардировочные авиационные корпуса (отбак).

В этот период ДА осваивает тундровые и ледовые аэродромы, на побережье Северного Ледовитого океана развертываются авиационные комендатуры, объединенные в Оперативную группу в Арктике (ОГА). Экипажи самолетов Ту-16, Ту-95 и М-4 (3М) регулярно выполняют тренировочные полеты с посадкой на них. Это позволило увеличить радиус действия бомбардировщиков на 1,5–2 тысячи километров.

На вооружение ДА поступают дальние сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22. На базе Ту-22 создается авиационно-ракетный комплекс К-22, который был принят на вооружение в 1971 году. Развитием сверхзвукового Ту-22 стал многорежимный Ту-22М, первый полет которого состоялся в 1969-м. В семидесятых годах были разработаны еще две модификации самолета – Ту-22М2 и Ту-22М3. Ракетное вооружение самолета состояло из одной-двух (трех) ракет Х-22 различных модификаций. В дополнение к ним самолет получил аэробаллистические ракеты малой дальности Х-15. Бомбовая нагрузка Ту-22М3 составляла до 24 тонн.

raketa X-22

Ракета «воздух-поверхность» Х-22

raketa X-15C

Ракеты малой дальности Х-15

С поступлением на вооружение новых авиационных комплексов продолжалась программа освоения дозаправки топливом в полете. В качестве танкеров применялись самолеты Ту-16Т и М-4, но освоение крыльевой дозаправки на Ту-16 шло ценой больших потерь. Уровень подготовки некоторых полков позволял им заправляться ночью всем составом. С двойной дозаправкой Ту-16 могли выполнять полет до 12 часов, а Ту-95КМ – до 28–32. В 1969 году на ЛТУ тбап 18 Ту-95 выполнили полет с двумя дозаправками в воздухе продолжительностью 27–28 часов. В период учений «Океан» в 1970 году нагрузка на отдельные экипажи достигала 35–37 часов в неделю и 70–75 в месяц. Освоение конусной дозаправки стратегическими самолетами было без потерь, но не обошлось без серьезных предпосылок к летным происшествиям. Была освоена и дозаправка в воздухе самолетов Ту-22.

Очередная реорганизация ДА проведена в 1980 году, когда на основе корпусов были сформированы три воздушные армии Верховного главнокомандования – 46-я (Смоленск), 37-я (Москва) и 30-я (Иркутск) с подчинением Главкомату ВВС, а управление ДА было упразднено. В состав 46-й ВА ВГК (СН) вошли все дальние бомбардировщики, базирующиеся на западе (четыре дивизии); в состав 37-й ВА ВГК (СН) – все стратегические самолеты (четыре дивизии), 43-й гвардейский Орловский центр боевого применения и переучивания летного состава Дальней авиации (ЦБПиПЛС) в Рязани и ОГА; в состав 30-й ВА ВГК – дальние и фронтовые бомбардировщики на Востоке (четыре дивизии).

В период войны в Афганистане (1979–1989) полки ДА, перелетая на оперативные аэродромы Средней Азии, в отдельные периоды принимали активное участие в боевых действиях. За всю афганскую кампанию самолетами ДА было выполнено более 1150 боевых вылетов, потеряно два самолета – Ан-26 и Ан-30. За мужество и героизм, проявленные командиром экипажа Ан-26, майору В. А. Ковалеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В 80-е годы на вооружение ДА поступают стратегические самолеты Ту-95МС и Ту-160. Ту-160 – самый крупный в мире сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла.

pusk X-55

Пуск Х-55 с самолёта Ту- 160

raketa X-55
Ракета Х-55 в музее ВВС

В 1988 году на базе управления 37-й ВА ВГК (СН) было воссоздано управление ДА с подчинением ей 46 и 30-й ВА. Авиационные дивизии 37-й ВА ВГК (СН) вошли в состав 46 и 30-й ВА ВГК (СН).

В результате развала СССР ДА понесла огромные потери: больше половины аэродромов и самолетов осталось за пределами территории России. В связи с этим в 1994 году управления 30 и 46-й ВА ВГК (СН) были расформированы, оставшиеся в России соединения и части непосредственно подчинены Командованию ДА. В апреле 1998 года ДА была вновь преобразована в 37-ю ВА ВГК (СН). Боевой состав ее был оптимизирован и из четырех сведен в две дивизии: в составе четырех полков стратегических самолетов, четырех полков дальних бомбардировщиков и полка самолетов-заправщиков.

В 2009 году по плану реформы ВС РФ Дальняя авиация перешла на базы. Ядром ДА стали авиационные базы (АвБ) вместо авиационных полков и дивизий:

  • 6950-я гвардейская авиационная Донбасская Краснознаменная база (1-го разряда) в Энгельсе,
  • 6951-я гвардейская авиационная база (1-го разряда) в Шайковке, 
  • 6952-я гвардейская авиационная Севастопольско-Берлинская Краснознаменная база (1-го разряда) в Украинке,
  • 6953-я гвардейская авиационная Брестская Краснознаменная база (1-го разряда) в гарнизоне Белая. 

Центральной АвБ ДА является 6950-я АвБ «Энгельс», где базируются стратегические самолеты Ту-160 и Ту-95МС. Эту авиабазу в разное время посещали министр обороны РФ, председатель правительства РФ, президент РФ.

В 2010 году в результате оптимизации вместо четырех оставили две АвБ с подчинением им авиагрупп (6950-я АвБ и 6952-я АвБ) и несколько аэродромов, на которых базируются Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3 и самолеты-заправщики Ил-78.

В 2010 году было вновь воссоздано Командование ДА (КДА). В 2011-м в состав КДА были переданы морские ракетоносные полки ВМФ на самолетах Ту-22М3, дислоцирующиеся в Оленегорске Мурманской области и Каменном Ручье, которые вошли в состав 6950-й АвБ и 6952-й АвБ.

На вооружение ДА в настоящее время поступает высокоточное оружие – крылатые ракеты большой дальности. Самолеты проходят модернизацию, им продлевается ресурс. Ведутся поисковые работы по разработке нового перспективного самолета. Летный состав имеет налет не менее 100 часов в год и поддерживает высокий уровень летной натренированности.

Подготовка экипажей дальней авиации остаётся на должном уровне. Зона воздушного патрулирования ДА простирается далеко за пределы нашей Родины. Так, с 27 октября по 5 ноября 2013г. были выполнены специальные полёты двух Ту-160 авиабазы Энгельс в Майкетию (Венесуэла) и впервые в Манагуа (Никарагуа), при этом общий налёт самолётов Ту-160 составил более 70 часов.  
Venesuela Tu-160

Российский стратегический бомбардировщик Ту-160 «Александр Голованов»
(бортовой номер «05», регистрационный номер RF-94104, серийный номер 7-05)
в аэропорту Майкетия имени Симона Боливара венесуэльской столицы Каракаса. 28.10.2013

Полёты по плану стратегического сдерживания выполняются практически ежемесячно. К полётам привлекаются экипажи Ту-160, Ту-95МС,( как правило, с дозаправкой топливом в полёте от Ил-78) и дальних бомбардировщиков Ту-22М3. Полёты выполняются в соответствии с требованиями международных правил ИКАО без нарушения воздушного пространства иностранных государств в сопровождении истребителями иностранных государств ВВС НАТО, Финляндии, Швеции, Японии, Республики Корея и др.

Основной задачей ДА ВВС в 2014 г. - является подготовка частей и соединений к ведению боевых действий в различных условиях обстановки с учётом характера современных войн и вооружённых конфликтов, и участию в стратегическом учении «Восток- 2014»

В современных условиях ДА является средством ВГК, компонентом СЯС, составной частью и главной ударной силой ВВС. В триаде стратегических ядерных сил ВС РФ только она обладает уникальными свойствами: способна демонстрировать намерения политического руководства к применению ЯО в том числе с возвратом носителей после взлета и выхода на рубеж его применения, в кратчайшие сроки переносить усилия с одного театра военных действий на другой, обеспечивает многоразовое применение носителей в операции и перенацеливание носителей на другие объекты после взлета.

Ратный послевоенный труд авиаторов ДА высоко оценен Родиной – четверым за испытания ЯО присвоены звания Героя Советского Союза (Ф. П. Головашко, А. Е. Дурновцеву, И. Н. Клещу и В. Ф. Мартыненко). Двое стали лауреатами Государственной премии СССР: генерал-лейтенант В. Е. Милонов (начальник штаба ДА) и генерал-майор В. В. Мовчан (заместитель командующего ДА по инженерно-авиационной службе). Zasl V R180 человек удостоены почетных званий Заслуженного военного летчика СССР (РФ), Заслуженного военного штурмана СССР (РФ), Заслуженного военного специалиста РФ.

Соединения и части были награждены: 8-й отбак – орденом Красного Знамени, 184-й тбап за освоение самолета Ту-160 – орденом Ленина, 200 и 840-й тбап за успехи в боевой и политической подготовке – орденом Красного Знамени. Ряд полков награжден памятными Красными знаменами ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета министров СССР, республик и областей СССР, вымпелом министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть», Ленинской юбилейной почетной грамотой, занесен в Книгу почета ВВС. Некоторым полкам присвоены почетные наименования. Многие полки завоевывали звания отличных и победителей социалистического соревнования в ВВС. Тысячи авиаторов награждены орденами и медалями.

За последние годы по результатам работы ДА неоднократно завоевывала первое место в ВВС. Дальняя авиация была, есть и будет в боевом строю, и с честью будет выполнять поставленные перед ней задачи по защите Родины.