![]() |
1-й полёт |
1953 г. |
Экипаж |
7 человек |
|
Произведено |
126 самолетов |
|
Годы в ВВС |
1954 - 1994 гг. |
|
Длина, м |
49 |
|
Крыло, м |
52 |
|
Взлётный вес, кг |
190000 |
|
Скорость, км/ч |
970 |
|
Высота полёта, м |
12700 |
|
Дальность полёта, км |
11870 |
|
Бомбы, кг |
24000 |
М-4 (3М) «бизон». ОКБ В.М.Мясищева. КБ Мясищева В.М. во время ВОВ занималось проектированием дальних высотных бомбардировщиков, а в феврале 1946 г. было ликвидировано. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР ОКБ было воссоздано и определены жёсткие сроки создания (СДБ) стратегического дальнего бомбандировщика – 2 года. Узким местом были двигатели, но тем не менее, меньше чем через 2 года 20 января 1953 г. Ф.Ф.Осадчий поднял гигант в воздух. В 1954 г. начато серийное производство М-4, всего построено 116 самолетов М-4 и 3М и 10 самолётов 3МД. Состоял на вооружении до 1994 года. В мае 1954 г. самолёт лидировал на воздушном параде над Красной площадью. Модификации: 3М - модифицированный М-4 (крыло, оперение, фюзеляж и др.); 3МС - с двигателями РД-3М500; 3МН - с двигателями ВД-7б; 3МД - доработанный («стиляга» - штанга для дозаправки в воздухе). В 1954 г. первым получил самолеты 1096 тбап, затем 1230 тбап в Энгельсе, позже 40-й и 79-й тбап в Украинке. В 1959 г. на самолетах М установлены несколько рекордов грузоподъёмности и скорости по замкнутому маршруту. 27 февраля 1962 г.б-к 3М (экипаж Н.А. Беленкова из 1096 тбап) сбросил атомную бомбу мощностью 320 кт на полигоне Новая Земля. В конце карьеры самолеты переделывались в воздушные танкеры.