В память о первом командующем Дальней авиации,
командире Эскадры Воздушных Кораблей «Илья Муромец»
и земляке Михаиле Владимировиче ШИДЛОВСКОМ
Исследовательская работа Ямпольской Г.А.,
директора МБУК «Красногвардейский краеведческий музей», кандидата исторических наук.
(Ссылка на статью при использовании или перепечатке обязательна.)
История Бирюченского уезда тесно связана с историей дворянского рода Шидловских. Первая линия многочисленного семейства проживала в с. Успенское, которое теперь не входит в границы современного Красногвардейского района, но традиционно ее представители занимали должность предводителя уездного дворянства. Вторая линия рода Шидловских, владевших имением в сл. Новохуторной (Благодатное) Бирюченского уезда была представлена поручиком Дмитрием Андреевичем (1787-1865) и его наследниками. Владимир Дмитриевич (1816-1892) отслужил в Астраханском кирасирском полку шесть лет и уволился в чине поручика. Жил в родовом имении со своей женой Екатериной Арсеньевной (в девичестве Козловой), где родилось 18 детей (шестеро младенцев умерли).
Их сын Михаил Владимирович (20.07.1856 – 1918) стал первым генералом авиации, командующим Эскадрой воздушных кораблей «Илья Муромец», одним из первых промышленников отечественного самолетостроения. Имя этого человека было забыто не только его земляками, но и в России. Справедливо будет признаться в том, что каким бы великим ни был твой земляк в определенной сфере деятельности, каких бы высот он не достиг, очень хочется видеть в нем человека, поскольку нас объединяют узы единой малой Родины – Бирюченского края. Судьба Михаила Владимировича и величественна и трагична, но она вызывает невольное восхищение его личностью.
Михаил поступил в Петербургский морской кадетский корпус и, окончив его, стал офицером российского флота. На клипере «Пластун» совершил кругосветное плавание. Окончив Александровскую Военно-юридическую академию, прервал военную карьеру и поступил на службу в Государственную канцелярию, а затем в Министерство финансов. Являлся членом Государственного Совета Российской империи. М.В. Шидловский был одним из основных акционеров Русско-Балтийского вагонного завода. Оставив государственную службу он всю оставшуюся жизнь посвятил РБВЗ и деятельности, связанной с ним. Сразу же Михаил Владимирович был избран председателем Совета акционерного общества и приступил к восстановлению рентабельности производства за счет расширения, введения новейших технологий и техники, решая кадровые проблемы. Вскоре предприятие стало прибыльным и приобрело хорошую репутацию. Завод находился в Риге – огромное производство, на котором трудилось более четырех тысяч человек. Оно занималось выпуском пассажирских и товарных вагонов, сельхозорудий и техники, артиллерийских передков с зарядными ящиками и многое другое. С 1908 года завод стал выпускать автомобили, которые отличались тем, что были собраны из отечественных материалов. Следующим шагом стало самолетостроение. Но первые попытки оказались неудачными, и Михаил Владимирович пришел к пониманию того, что достичь успеха в авиационной промышленности можно лишь основываясь на отечественных ресурсах, в том числе на потенциале русских конструкторов.
В 1912 году завод открыл авиационное отделение в Петербурге. В качестве перспективного конструктора на завод был привлечен Игорь Иванович Сикорский. Вскоре он был приглашен Михаилом Владимировичем к себе домой на ужин, где в уютной домашней атмосфере поделился своим видением перспектив в самолетостроении. Шидловский долго обдумывал услышанное и вымолвил: «Начинайте постройку немедленно». Идеи молодого конструктора казались фантастическими, но Сикорский имел уже определенные наработки и, получив одобрение вместе с товарищами, стал их воплощать в жизнь. В январе 1914 года самолет, который получил имя «Илья Муромец», начал проходить испытательные полеты и вскоре зарекомендовал себя как новое слово в самолетостроении. Уже в мае русское Военное ведомство сделало заказ на постройку 10 машин, а в конце июля 1914 г. утверждались боевые отряды воздушных кораблей «Илья Муромец», которые прикреплялись к крепостям. Однако, машины не получили умелого применения, наоборот, требовали технического обслуживания, которое на местах не могли получить. В конце октября был поднят вопрос о прекращении снабжения армии этими машинами. Ситуацию спас Михаил Владимирович, который в служебной записке Военному Министру Сухомлинову доложил об улучшенных характеристиках машин новой серии и убедительно доказал, что основная причина неудачи не в низких качествах самолета, а в неправильной организации его использования. В связи с этим было предложено собрать все боевые отряды «Муромца» в одну эскадру по типу эскадры морских боевых кораблей. В результате в декабре Николай 2 издал указ о формировании эскадры из десяти боевых и двух учебных кораблей типа «Илья Муромец». Командующим (тогда называли начальником) эскадры назначался М. В. Шидловский, который призывался на действительную военную службу с присвоением ему звания генерал-майор. Это было начало стратегической авиации и назначение первого авиационного генерала в истории.
Одна из главнейших заслуг и качеств Михаила Владимировича была в способности привлечь к делу самых лучших и талантливых специалистов. Уже в декабре он полностью укомплектовал личный состав, обслуживающий технический персонал. Личное обаяние М.В. Шидловского, его высокий авторитет как нельзя лучше способствовали становлению коллектива. Показателен факт, описанный в своей книге «Крылья Сикорского» Катышевым Г.И., который как нельзя лучше характеризует личность этого человека: «Но этот налет (на аэродром) мог стать роковым для Шидловского и Сикорского, которые в момент бомбежки находились на летном поле, где укрыться было негде. Сикорский первый оценил опасность: «Соблаговолите лечь, Михаил Владимирович!», но генерал, задрав свою белую бороду кверху, наблюдал за действиями немецких летчиков. Он не хотел выглядеть трусом на глазах у всей эскадры. Вот появилась еще одна точка, она росла на глазах. «Ложитесь же!» - Игорь Иванович бросился на землю. Что-то в его голосе заставило Шидловского подчиниться. Он, бурча под нос, нехотя прилег в своей генеральской шинели, и тут метрах в десяти-пятнадцати ахнул взрыв. Вздрогнула земля. Их подбросило. По спинам заколотили комья земли. Потом тишина. Первым поднялся Сикорский. Он подал руку своему патрону и помог ему подняться. Генерал был по-прежнему невозмутим, но Сикорский прочел у него в глазах некоторое смущение».
Благодаря стараниям Шидловского при эскадре была образована летная школа, которая готовила экипажи «Муромцев» из летчиков уже имеющих образование, а затем стали выпускать командиров кораблей с присвоением таких званий. Несмотря на действительную службу М.В. Шидловский фактически оставался руководителем РБВЗ и без его ведома на заводе не делали ни одного шага. Любимым детищем оставалось Воздухоплавательное отделение во главе с Сикорским. Интересы своего военного подразделения генерал-майор соблюдал в первую очередь, иногда даже в ущерб коммерческой выгоде.
Следует привести еще одну цитату из ранее названной книги: «После февральской революции 1917 г. положение в стране постепенно стало меняться. Усилился накал политической борьбы, отголоски которой ощущались и в армии. Военным министром Временного правительства стал московский миллионер Гучков - личный враг генерала Шидловского. Если при «царском режиме» недоброжелателем властного, энергичного и талантливого Шидловского был августейший генерал-инспектор, который соблюдал необходимые приличия, то при новой власти им стал один из лидеров «российских демократов». Этот не церемонился. Вскоре М. В. Шидловский был обвинен во всех смертных грехах, смещен с поста командира эскадры и отозван в Петроград. 5 апреля 1917 г., сдав командование эскадрой полковнику Горшкову, Михаил Владимирович собрал личный состав эскадры и тепло попрощался с людьми, с которыми столько было сделано для славы России. Вместе с опальным генералом в столицу отбыл и И. И. Сикорский». Так закончилась военная карьера первого русского генерала авиации. Чудовищно несправедливым кажется отношение к человеку, который так много сделал для своего Отечества.
М.В. Шидловский был одним из выдающихся деятелей России, внесший огромный вклад в развитие авиации, создание первых тяжелых многомоторных воздушных кораблей, организацию эскадры и ее эффективного применения. Человек незаурядных организаторских способностей, умный, эрудированный новатор. Создание эскадры воздушных кораблей в России было единственным примером во всем мире. За время войны на фронт было отправлено примерно 70 самолетов «Илья Муромец», которые благодаря гению Сикорского и всесторонней поддержке Михаила Владимировича позволили превратить его в «летающую крепость» с полным сферическим обстрелом. За всю войну был сбит только один корабль.
Ни гений И. Сикорского, ни организаторские способности М. Шидловского оказались ненужными большевистской власти. В дни «красного террора» 1918 года М.В. Шидловский вместе с сыном (жена умерла в 1909 г.) пытался выехать в Финляндию, но был расстрелян красноармейцами. Точное время и место не установлены.
В 2014 году исполняется 100 лет с момента создания стратегической авиации России, а в 2016 году исполнится 160 лет со дня рождения первого ее Командующего – М.В. Шидловского. Надеюсь, что к этому юбилею каждый житель Бирюченского края, его малой Родины, будет знать и гордится именем Михаила Владимировича Шидловского.
МБУК «Красногвардейский краеведческий музей» организовал выездной экскурсионный маршрут «На малой Родине М.В. Шидловского…».