logoDA-SVlogoSVDA

Открыть


Мемуары Главного маршала авиации
ГОЛОВАНОВА Александра Евгеньевича

Дальняя бомбардировочная...

Читать

Краткий очерк истории Дальней Авиации ЦЫКИНА Алексея Дмитриевича

От «Ильи Муромца» до ракетоносца

Читать

РЕШЕТНИКОВ Василий Васильевич

Что было — то было

Читать

МОЛОДЧИЙ Александр Игнатьевич

Самолет уходит в ночь

Читать

ДЕЙНЕКИН Пётр Степанович

Проверено небом

Читать

Олег Бояркин. Альбом стихов посвящённый
100–летию  Дальней Авиации России.

Мы - дальники!!!

Часть 1
Часть 2

Олег Бояркин. Сборник стихов

«Русский север»

Читать

Вышла из печати книга
РЕШЕТНИКОВА Василия Васильевича

«Избранники времени. Обречённые на подвиг»

kn Izbr vr

УДК 355/359
ББК 68
Р47

Решетников В. В.
Избранники времени. Обреченные на под­виг / Василий Решетников. — М.: Эксмо: Яуза, 2014. - 320 с.

ISBN 978-5-699-70498-9

Книга заслуженного военного летчика СССР, Героя Совет­ского Союза генерал-полковника Василия Васильевича Решет­никова — увлекательный рассказ об авиации 1930—1940-х гг., о великих людях великой эпохи, с которыми автор был знаком лично, и исторических событиях, в которых лично участвовал, о Чкалове и Байдукове, Леваневском и Громове, Голованове, Судце, Молодчем и других «сталинских соколах», о совет­ских авиарекордах и создании Авиации Дальнего Действия, о потрясших весь мир авиаперелетах через Северный полюс и бомбардировочных рейдах на Кенигсберг, Данциг и Берлин, о войне и мире, победах и поражениях, взлетах и падениях, о тех, кто «летал и жил, опережая время» и был «обречен на подвиг».

© Решетников В., 2014
© ООО «Издательство «Яуза», 2014 ISBN 978-5-699-70498-9
© ООО «Издательство «Эксмо», 2014

Г.И. Катышев, В.Р. Михеев

«Крылья Сикорского»

Читать

Михаил Яценко. Альбом стихов
посвящённый лётчикам Дальней авиации.

Прости нас Белорусская земля...

Читать

Под редакцией А.А. Стрельцова

Созидатель и патриот Отечества

Читать

АВИАШОУ «Летун-богатырь Заикин».
ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ

Читать

 

В память о первом командующем Дальней авиации,
командире Эскадры Воздушных Кораблей «Илья Муромец»
и земляке Михаиле Владимировиче ШИДЛОВСКОМ

Исследовательская работа Ямпольской Г.А.,
директора МБУК «Красногвардейский краеведческий музей», кандидата исторических наук.

(Ссылка на статью при использовании или перепечатке обязательна.)

История Бирюченского уезда тесно связана с историей дворянского рода Шидловских. Первая линия многочисленного семейства проживала в с. Успенское, которое теперь не входит в границы современного Красногвардейского района, но традиционно ее представители занимали должность предводителя уездного дворянства. Вторая линия рода Шидловских, владевших имением в сл. Новохуторной (Благодатное) Бирюченского уезда была представлена поручиком Дмитрием Андреевичем (1787-1865) и его наследниками. Владимир Дмитриевич (1816-1892) отслужил в Астраханском кирасирском полку шесть лет и уволился в чине поручика. Жил в родовом имении со своей женой Екатериной Арсеньевной (в девичестве Козловой), где родилось 18 детей (шестеро младенцев умерли).

Их сын Михаил Владимирович (20.07.1856 – 1918) стал первым генералом авиации, командующим Эскадрой воздушных кораблей «Илья Муромец», одним из первых промышленников отечественного самолетостроения. Имя этого человека было забыто не только его земляками, но и в России. Справедливо будет признаться в том, что каким бы великим ни был твой земляк в определенной сфере деятельности, каких бы высот он не достиг, очень хочется видеть в нем человека, поскольку нас объединяют узы единой малой Родины – Бирюченского края. Судьба Михаила Владимировича и величественна и трагична, но она вызывает невольное восхищение его личностью.

Михаил поступил в Петербургский морской кадетский корпус и, окончив его, стал офицером российского флота. На клипере «Пластун» совершил кругосветное плавание. Окончив Александровскую Военно-юридическую академию, прервал военную карьеру и поступил на службу в Государственную канцелярию, а затем в Министерство финансов. Являлся членом Государственного Совета Российской империи. М.В. Шидловский был одним из основных акционеров Русско-Балтийского вагонного завода. Оставив государственную службу он всю оставшуюся жизнь посвятил РБВЗ и деятельности, связанной с ним. Сразу же Михаил Владимирович был избран председателем Совета акционерного общества и приступил к восстановлению рентабельности производства за счет расширения, введения новейших технологий и техники, решая кадровые проблемы. Вскоре предприятие стало прибыльным и приобрело хорошую репутацию. Завод находился в Риге – огромное производство, на котором трудилось более четырех тысяч человек. Оно занималось выпуском пассажирских и товарных вагонов, сельхозорудий и техники, артиллерийских передков с зарядными ящиками и многое другое. С 1908 года завод стал выпускать автомобили, которые отличались тем, что были собраны из отечественных материалов. Следующим шагом стало самолетостроение. Но первые попытки оказались неудачными, и Михаил Владимирович пришел к пониманию того, что достичь успеха в авиационной промышленности можно лишь основываясь на отечественных ресурсах, в том числе на потенциале русских конструкторов.

В 1912 году завод открыл авиационное отделение в Петербурге. В качестве перспективного конструктора на завод был привлечен Игорь Иванович Сикорский. Вскоре он был приглашен Михаилом Владимировичем к себе домой на ужин, где в уютной домашней атмосфере поделился своим видением перспектив в самолетостроении. Шидловский долго обдумывал услышанное и вымолвил: «Начинайте постройку немедленно». Идеи молодого конструктора казались фантастическими, но Сикорский имел уже определенные наработки и, получив одобрение вместе с товарищами, стал их воплощать в жизнь. В январе 1914 года самолет, который получил имя «Илья Муромец», начал проходить испытательные полеты и вскоре зарекомендовал себя как новое слово в самолетостроении. Уже в мае русское Военное ведомство сделало заказ на постройку 10 машин, а в конце июля 1914 г. утверждались боевые отряды воздушных кораблей «Илья Муромец», которые прикреплялись к крепостям. Однако, машины не получили умелого применения, наоборот, требовали технического обслуживания, которое на местах не могли получить. В конце октября был поднят вопрос о прекращении снабжения армии этими машинами. Ситуацию спас Михаил Владимирович, который в служебной записке Военному Министру Сухомлинову доложил об улучшенных характеристиках машин новой серии и убедительно доказал, что основная причина неудачи не в низких качествах самолета, а в неправильной организации его использования. В связи с этим было предложено собрать все боевые отряды «Муромца» в одну эскадру по типу эскадры морских боевых кораблей. В результате в декабре Николай 2 издал указ о формировании эскадры из десяти боевых и двух учебных кораблей типа «Илья Муромец». Командующим (тогда называли начальником) эскадры назначался М. В. Шидловский, который призывался на действительную военную службу с присвоением ему звания генерал-майор. Это было начало стратегической авиации и назначение первого авиационного генерала в истории.

Одна из главнейших заслуг и качеств Михаила Владимировича была в способности привлечь к делу самых лучших и талантливых специалистов. Уже в декабре он полностью укомплектовал личный состав, обслуживающий технический персонал. Личное обаяние М.В. Шидловского, его высокий авторитет как нельзя лучше способствовали становлению коллектива. Показателен факт, описанный в своей книге «Крылья Сикорского» Катышевым Г.И., который как нельзя лучше характеризует личность этого человека: «Но этот налет (на аэродром) мог стать роковым для Шидловского и Сикорского, которые в момент бомбежки находились на летном поле, где укрыться было негде. Сикорский первый оценил опасность: «Соблаговолите лечь, Михаил Владимирович!», но генерал, задрав свою белую бороду кверху, наблюдал за действиями немецких летчиков. Он не хотел выглядеть трусом на глазах у всей эскадры. Вот появилась еще одна точка, она росла на глазах. «Ложитесь же!» - Игорь Иванович бросился на землю. Что-то в его голосе заставило Шидловского подчиниться. Он, бурча под нос, нехотя прилег в своей генеральской шинели, и тут метрах в десяти-пятнадцати ахнул взрыв. Вздрогнула земля. Их подбросило. По спинам заколотили комья земли. Потом тишина. Первым поднялся Сикорский. Он подал руку своему патрону и помог ему подняться. Генерал был по-прежнему невозмутим, но Сикорский прочел у него в глазах некоторое смущение».

Благодаря стараниям Шидловского при эскадре была образована летная школа, которая готовила экипажи «Муромцев» из летчиков уже имеющих образование, а затем стали выпускать командиров кораблей с присвоением таких званий. Несмотря на действительную службу М.В. Шидловский фактически оставался руководителем РБВЗ и без его ведома на заводе не делали ни одного шага. Любимым детищем оставалось Воздухоплавательное отделение во главе с Сикорским. Интересы своего военного подразделения генерал-майор соблюдал в первую очередь, иногда даже в ущерб коммерческой выгоде.

Следует привести еще одну цитату из ранее названной книги: «После февральской революции 1917 г. положение в стране постепенно стало меняться. Усилился накал политической борьбы, отголоски которой ощущались и в армии. Военным министром Временного правительства стал московский миллионер Гучков - личный враг генерала Шидловского. Если при «царском режиме» недоброжелателем властного, энергичного и талантливого Шидловского был августейший генерал-инспектор, который соблюдал необходимые приличия, то при новой власти им стал один из лидеров «российских демократов». Этот не церемонился. Вскоре М. В. Шидловский был обвинен во всех смертных грехах, смещен с поста командира эскадры и отозван в Петроград. 5 апреля 1917 г., сдав командование эскадрой полковнику Горшкову, Михаил Владимирович собрал личный состав эскадры и тепло попрощался с людьми, с которыми столько было сделано для славы России. Вместе с опальным генералом в столицу отбыл и И. И. Сикорский». Так закончилась военная карьера первого русского генерала авиации. Чудовищно несправедливым кажется отношение к человеку, который так много сделал для своего Отечества.

М.В. Шидловский был одним из выдающихся деятелей России, внесший огромный вклад в развитие авиации, создание первых тяжелых многомоторных воздушных кораблей, организацию эскадры и ее эффективного применения. Человек незаурядных организаторских способностей, умный, эрудированный новатор. Создание эскадры воздушных кораблей в России было единственным примером во всем мире. За время войны на фронт было отправлено примерно 70 самолетов «Илья Муромец», которые благодаря гению Сикорского и всесторонней поддержке Михаила Владимировича позволили превратить его в «летающую крепость» с полным сферическим обстрелом. За всю войну был сбит только один корабль.

Ни гений И. Сикорского, ни организаторские способности М. Шидловского оказались ненужными большевистской власти. В дни «красного террора» 1918 года М.В. Шидловский вместе с сыном (жена умерла в 1909 г.) пытался выехать в Финляндию, но был расстрелян красноармейцами. Точное время и место не установлены.

В 2014 году исполняется 100 лет с момента создания стратегической авиации России, а в 2016 году исполнится 160 лет со дня рождения первого ее Командующего – М.В. Шидловского. Надеюсь, что к этому юбилею каждый житель Бирюченского края, его малой Родины, будет знать и гордится именем Михаила Владимировича Шидловского.

 


 

МБУК «Красногвардейский краеведческий музей» организовал выездной экскурсионный маршрут «На малой Родине М.В. Шидловского…».