23 февраля 2018 года исполняется 130 лет со дня рождения одного из выдающихся русских авиаторов, командира "Ильи Муромца" II, заместителя начальника, а затем и начальника Эскадры Воздушных Кораблей "Илья Муромец", создателя дивизиона воздушных кораблей "Илья Муромец" РККА - Панкратьева Алексея Васильевича (23.02.1888-16.07.1923 г.). Он стоял у истоков Дальней авиации России и мы, его потомки и продолжатели воздаем дань памяти и уважения этому преданному авиации и своему Отечеству человеку.
Панкратьев Алексей Васильевич родился в селе Грузино Новгородской губернии, в семье потомственного дворянина Санкт-Петербургской губернии.
После окончания Николаевского инженерного училища служил во 2-м Восточно-Сибирском Воздухоплавательном батальоне, где работал на аэростатах и совершал с 1910 г. свободнее полеты на воздушных шарах.
В сентябре 1911 года (в числе 11-ти летчиков первого выпуска) он блестяще, по первому разряду, закончил курс обучения во временном авиационном отделе Петербургской ОВШ, со званием военного летчика и был оставлен в качестве летчика-инструктора Гатчинского авиационного отдела ОВШ.
В течении 4-х лет обучил полетам около 50 человек, вел теоретические занятия по специальности. В его группе обучался П.Н.Нестеров.
22 ноября 1911 года на Гатчинском аэродроме Панкратьев, вместе с радиоинженером подполковником Д.М. Сокольцовым провел первые в мире летные испытания установленной на аэроплане «Фарман – IV» радиостанции с радиопередачей с самолета на землю. Всего им было налетано с 1911 по 1914 год включительно – 1000 часов на аэропланах «Фарман» и «Ньюпор».
С началом I мировой войны штабс-капитан Панкратьев принял командование воздушным кораблем «Ильей Муромцем II», а с середины 1915 г. одновременно I-м отрядом Воздушных Кораблей «Илья Муромец». Воевал на Варшавском, Рижском и Галицийском фронтах.
Экипаж Панкратьева совершил более 40 успешных боевых вылетов, в ходе которых экипажем произведена разведка, бомбардирование и фотографирование позиций противника.
В 1917 году произведен в полковники, и в том же году был назначен помощником начальника Эскадры Воздушных Кораблей. В марте 1917 года был награжден Орденом Св.Георгия IV ст.. После отставки М.В. Шидловского принял временное командование Эскадрой.
Один из бессменных командиров Воздушного Корабля «Илья Муромец II», командир Отряда, помощник начальника, начальник Эскадры Воздушных Кораблей «Илья Муромец».
В возрасте 30 лет вступил в Красный Флот, сто лет которому отмечается в этом году. Человек исключительного опыта, Панкратьев неустанно вкладывал свои широкие познания в создание Красной Эскадры. Под его руководством была организованна Северная Группа Воздушных Кораблей «Илья Муромец». Разработал план применения «Муромцев» для полярных экспедиций. Занимая должность начальника Эскадры Воздушных Кораблей, а затем начальника Учебной части и инструктора, Панкратьев создал группу специалистов в этой области, организовал первые в России курсы специалистов «Тяжелой авиации» в г.Сарапул, где с 1919 по 1922 г. базировался Дивизион Воздушных Кораблей «Илья Муромец». Обучил целый ряд летчиков полетам на тяжелых кораблях, и служил им исключительным примером выдающейся работоспособности и выдержки.
Разработал и организовал первую воздушную линию «Сарапул-Екатеринбург», с четырьмя промежуточными аэростанциями. Осуществил в качестве командира корабля первый перелет по этой линии в сентябре 1920 года. Будучи начальником Штаба Воздушной Линии «Москва-Орел – Харьков», лично производил перелеты с Ходынского аэродрома.
С декабря 1921 г. начальник Оперативного Отдела Главного Управления Воздушного Флота Республики. Занимался разработкой последующих экспериментальных и пассажирских воздушных линий в 1922-23 гг. «Москва-Ташкент», «Москва-Баку» и «Петроград-Владивосток».
Весной 1923 года был отозван в созданное Акционерное общество российского добровольного воздушного флота «Добролет», которое в 1932 г. переименовано в «Аэрофлот». 15 июля 1923 года в России была открыта первая регулярная авиалиния Москва — Нижний Новгород. 16 июля Панкратьев должен был идти в рейс, но у нового «Юнкерса» были проблемы с мотором. После дополнительной регулировки, он поднялся в небо с механиком и тремя курсантами академии. Но вскоре мотор остановился, и при аварийной посадке Юнкерс задел колесами за телеграфные провода, и грохнулся на землю. Фюзеляж надломился, и зажал ноги пилоту. Панкратьев сгорел заживо. Пассажиры и механик были спасены.
Воздушная Академия им. Жуковского взяла на себя духовное и материальное воспитание его 3-х летнего сына, а «Добролет» обязался пожизненно платить семье погибшего летчика его заработок. Была собранна определенная сумма на строительство самолета имени тов.Панкратьева, но к сожалению эти намерения не осуществились.
Алексей Васильевич был похоронен на Братском кладбище, а затем в связи с его ликвидацией прах перенесен сначала на Донское, а затем Новодевичье кладбище в Москве.
Панкратьев П.Н.
23 февраля 2018 года члены Совета ветеранов Дальней авиации провели на Новодевичьем кладбище, где покоится прах А.В. Панкратьева, акцию памяти в честь нашего выдающегося предшественника, истинного патриота России.