logoDA-SVlogoSVDA

23 февраля 2018 года исполняется 130 лет со дня рождения одного из выдающихся русских авиаторов, командира "Ильи Муромца" II, заместителя начальника, а затем и начальника Эскадры Воздушных Кораблей "Илья Муромец", создателя дивизиона воздушных кораблей "Илья Муромец" РККА - Панкратьева Алексея Васильевича (23.02.1888-16.07.1923 г.). Он стоял у истоков Дальней авиации России и мы, его потомки и продолжатели воздаем дань памяти и уважения этому преданному авиации и своему Отечеству человеку.

Панкратьев Алексей Васильевич родился в селе Грузино Новгородской губернии, в семье потомственного дворянина Санкт-Петербургской губернии.

После окончания Николаевского инженерного училища служил во 2-м Восточно-Сибирском Воздухоплавательном батальоне, где работал на аэростатах и совершал с 1910 г. свободнее полеты на воздушных шарах.

В сентябре 1911 года (в числе 11-ти летчиков первого выпуска) он блестяще, по первому разряду, закончил курс обучения во временном авиационном отделе Петербургской ОВШ, со званием военного летчика и был оставлен в качестве летчика-инструктора Гатчинского авиационного отдела ОВШ.

В течении 4-х лет обучил полетам около 50 человек, вел теоретические занятия по специальности. В его группе обучался П.Н.Нестеров. 

130-летие Панкратьева 0222 ноября 1911 года на Гатчинском аэродроме Панкратьев, вместе с радиоинженером подполковником Д.М. Сокольцовым провел первые в мире летные испытания установленной на  аэроплане «Фарман – IV» радиостанции с радиопередачей с самолета на землю. Всего им было налетано с 1911 по 1914 год включительно – 1000 часов на аэропланах «Фарман» и «Ньюпор».

С началом I мировой войны штабс-капитан Панкратьев принял командование воздушным кораблем «Ильей Муромцем II», а с середины 1915 г. одновременно I-м отрядом Воздушных Кораблей «Илья Муромец». Воевал на Варшавском, Рижском и Галицийском фронтах.

Экипаж Панкратьева совершил более 40 успешных  боевых вылетов, в ходе которых экипажем произведена разведка, бомбардирование и фотографирование позиций противника.

В 1917 году произведен в полковники, и в том же году был назначен помощником начальника Эскадры Воздушных Кораблей. В марте 1917 года был награжден Орденом Св.Георгия IV ст.. После отставки М.В. Шидловского принял временное командование Эскадрой.

130-летие Панкратьева 03

Один из бессменных командиров Воздушного Корабля «Илья Муромец II», командир Отряда, помощник начальника, начальник Эскадры Воздушных Кораблей «Илья Муромец».

В возрасте 30 лет вступил в Красный Флот, сто лет которому отмечается в этом году. Человек исключительного опыта, Панкратьев неустанно вкладывал свои широкие познания в создание Красной Эскадры. Под его руководством была организованна Северная Группа Воздушных Кораблей «Илья Муромец». Разработал план применения «Муромцев» для полярных экспедиций. Занимая должность начальника Эскадры Воздушных Кораблей, а затем начальника Учебной части и инструктора, Панкратьев создал  группу  специалистов в этой области, организовал первые в России курсы специалистов «Тяжелой авиации» в г.Сарапул, где с 1919 по 1922 г. базировался Дивизион Воздушных Кораблей «Илья Муромец». Обучил целый ряд летчиков полетам на тяжелых кораблях, и служил им исключительным примером выдающейся работоспособности и выдержки.

Разработал и организовал первую воздушную линию «Сарапул-Екатеринбург», с четырьмя промежуточными аэростанциями. Осуществил в качестве командира корабля первый перелет по этой линии в  сентябре 1920 года. Будучи начальником Штаба Воздушной Линии «Москва-Орел – Харьков», лично производил перелеты с Ходынского аэродрома.

С декабря 1921 г. начальник Оперативного Отдела Главного Управления Воздушного Флота Республики. Занимался разработкой последующих экспериментальных и пассажирских воздушных линий в 1922-23 гг. «Москва-Ташкент», «Москва-Баку» и «Петроград-Владивосток».

Весной 1923 года был отозван в созданное Акционерное общество российского добровольного воздушного флота «Добролет», которое в 1932 г.  переименовано в «Аэрофлот». 15 июля 1923 года в России была открыта первая регулярная авиалиния Москва — Нижний Новгород. 16 июля Панкратьев должен был идти в рейс, но у нового «Юнкерса» были проблемы с мотором. После дополнительной регулировки, он поднялся в небо с механиком и тремя курсантами академии. Но вскоре мотор остановился, и при аварийной посадке Юнкерс задел колесами за телеграфные провода, и грохнулся на землю. Фюзеляж надломился, и зажал ноги пилоту. Панкратьев сгорел заживо. Пассажиры и механик были спасены.

 Воздушная Академия им. Жуковского взяла на себя духовное и материальное воспитание его 3-х летнего сына, а «Добролет» обязался пожизненно платить семье погибшего летчика его заработок. Была собранна определенная сумма на строительство самолета имени тов.Панкратьева, но к сожалению эти намерения не осуществились.

Алексей Васильевич был похоронен на Братском кладбище, а затем в связи с его ликвидацией прах перенесен сначала на Донское, а затем Новодевичье кладбище в Москве.

Панкратьев П.Н.

23 февраля 2018 года члены Совета ветеранов Дальней авиации провели  на Новодевичьем кладбище, где покоится прах А.В. Панкратьева, акцию памяти в честь нашего выдающегося предшественника, истинного патриота России.