logoDA-SVlogoSVDA

В истории Дальней авиации много знаменательных и памятных дат. Одной из них является 1 сентября 1937 года. В этот день родился командующий Дальней авиацией Военно-Воздушных Сил СССР и первый командующий Дальней авиацией ВВС новой России Заслуженный военный летчик СССР, генерал-полковник авиации Калугин Игорь Михайлович. 1 сентября 2017 года ему могло бы исполниться 80 лет.

К сожалению,  этот день  не будет юбилейным для одного из наших командующих. Уже восемь лет, как его нет вместе с нами. И этот день для многих ветеранов Дальней авиации, кто летал и служил с Игорем Михайловичем, явится лишь днем памяти об этом прекрасном летчике, авиационном командире и вместе с тем, обычном земном человеке со всеми его достоинствами и недостатками.

Родился Игорь Михайлович в маленькой сибирской деревне, недалеко от Омска.  Там прошло его детство, там появилась мечта стать летчиком. Свой путь в небо он начал в Омском аэроклубе. Затем была учеба в Омском военном авиационном училище летчиков. А далее, с 1957 до 1997 года – служба в Дальней авиации.

В Дальней авиации Игорь Михайлович состоялся и как военный летчик, и как авиационный командир, и как видный военачальник. Он прошел все ступеньки летного и командирского становления. Был правым летчиком – помощником командира корабля, командиром корабля дальнего, а затем и стратегического бомбардировщика. Закончив военно-воздушную академию имени Гагарина Ю.А., командовал авиационным отрядом, эскадрильей, полком  реактивных стратегических бомбардировщиков. В очень сложный период, после целого ряда летных и наземных происшествий, ему было поручено возглавить 73 тяжелую бомбардировочную авиационную дивизию. 

Помним и чтим Калугина 02

Именно здесь проявились лучшие качества Игоря Михайловича, как организатора летной работы, как грамотного и мудрого руководителя крупного воинского коллектива, способного сплотить и мобилизовать личный состав на качественное выполнение задач боевой учебы. Через три года обстановка в дивизии коренным образом изменилась в лучшую сторону, а её командир был направлен на учебу в военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР.

В 1984 году, успешно завершив учебу в академии Генерального штаба, Игорь Михайлович был назначен заместителем командующего 37 ВА ВГК(СН) по боевой подготовке. А через год новое назначение и опять довольно сложный участок. Игорю Михайловичу было поручено командовать 30 ВА ВГК, штаб которой базировался в Иркутске, а подчиненные соединения и части в Сибири, Забайкалье и на Дальнем Востоке. 

Помним и чтим Калугина 03

Уже здесь, в должности командарма, стали раскрываться качества Калугина – военачальника. Он сумел сплотить вокруг себя военный совет и руководящий состав управления воздушной армии, быстро наладил контакт с партийными и советскими руководителями регионов базирования соединений и частей, с руководством Ставки войск Дальнего Востока и командованием военных округов, с командирами подчиненных дивизий и полков. Об этой категории руководителей Игорь Михайлович проявлял особую заботу. В них он видел свою главную опору в решении задач по поддержанию постоянной боевой готовности и качественному выполнению плана боевой подготовки. Командующий предъявлял строгие требования к стилю и результатам деятельности командиров, но не допускал их огульного наказания. При этом Игорь Михайлович говорил: - «командир полка - такая должность, на которой можно получать взыскания каждый день, но тот, кто побывал в этой шкуре, не станет использовать свои дисциплинарные права направо и налево». Он высоко ценил хороших командиров. А тем, у кого не получалось качественно организовать и умело руководить летной подготовкой и всем процессом боевой учебы, он подбирал другую должность, не применяя репрессивных мер.

В 1988 году генерал-лейтенант авиации Калугин И.М. был назначен первым заместителем командующего Дальней авиацией, а в 1990 году стал её командующим и пробыл на этом высоком посту почти восемь лет. Это был один из наиболее сложных периодов в истории Дальней           авиации. На этот период пришелся распад Советского Союза и попытка «растащить» Дальнюю авиацию по ставшим суверенными, некогда союзным республикам, которые объявили своей собственностью, находившиеся на их территории военные объекты, технику и вооружение Вооруженных Сил СССР. 

Помним и чтим Калугина 04

И то, что Дальняя авиация в этот тяжелейший период выжила с наименьшими потерями, была большая заслуга и её командующего. Игорь Михайлович сумел сохранить летный состав и командные кадры в условиях, так называемой, оптимизации структуры Вооруженных Сил, в рамках которой Дальняя авиация претерпела значительное сокращение. Были расформированы два управления воздушных армий, 5 управлений авиационных дивизий, оперативная группа в Арктике, 10 авиационных полков.

Игорь Михайлович был не кабинетный руководитель. Он постоянно работал в войсках, изучал обстановку на местах, оказывал помощь в решении практических задач, поддержании устойчивого морально-психологического состояния личного состава и членов семей военнослужащих. Середина девяностых для многих ветеранов Дальней авиации памятна нищенским существованием, когда задержки с выплатой денежного довольствия достигали полугода. В гарнизонах порой возникали стихийные недовольства жен военнослужащих, которые выходили на летное поле аэродромов, препятствуя производству полетов, угрожали перекрытием железнодорожных магистралей и т.п. По каждому такому случаю командующий лично тщательно разбирался и принимал посильные меры к снятию напряженности.

Будучи командиром высшего ранга, обремененным массой проблем и забот, Игорь Михайлович оставался боевым летчиком, постоянно совершенствовал летное мастерство и уже в ранге командующего Дальней авиацией освоил сверхзвуковой дальний бомбардировщик Ту-22М3. 

Помним и чтим Калугина 05

Его общий налет на боевых самолетах Ту-16, М-4, 3М, Ту-22М3 составил более трех тысяч часов. В 1984 году он был удостоен высокого звания «Заслуженный военный летчик СССР».

С глубоким уважением и любовью Игорь Михайлович относился к своим старшим товарищам и учителям. Он постоянно встречался с членами Совета ветеранов войны АДД, оказывал помощь Совету ветеранов в проведении различных мероприятий, в том числе в организации ежегодных встреч ветеранов Дальней авиации. В свою очередь и ветераны с почтением относились к командующему, щедро делились с ним  боевым и профессиональным опытом, оказывали постоянную помощь в работе с личным составом и членами семей военнослужащих в отдаленных гарнизонах.

Освещение заслуг Игоря Михайловича не имеют цели идеализировать его персону. Добрая память о нем хранится, во многом, благодаря тому, что, не смотря на высокий чин и пост, он был обычным земным человеком. И как  всякий человек он был грешен. Но при этом он всегда имел мужество признавать свои ошибки и не переводить стрелки на других. Не исключаю, что даже сегодня могут быть люди, которые не только не согласятся с моими оценками И.М. Калугина, но и по сей день держат на него обиду. Наверное, это их право. Но ради объективности, я буду настаивать и утверждать: - Игорь Михайлович Калугин - достойный офицер, замечательный летчик и командир, человек, который составляет гордость и славу Дальней авиации.

Таким я его знал и буду помнить всегда. Верю, что большинство тех, кто летал и служил с Игорем Михайловичем Калугиным, также хранят о нем добрую и светлую память.

В. Бобров, первый заместитель Председателя 
Совета ветеранов Дальней авиации.

В память о Командующем, звучит его любимая песня "Когда простым и нежным взором ласкаешь ты меня мой друг...".