logoDA-SVlogoSVDA

Сегодняшняя юбилейная дата – это лишь первые 100 лет служения Отечеству специалистов нелегкой, но интересной профессии авиационного штурмана, которой они посвятили всю свою жизнь. Поздравляю всех ветеранов, находящихся в строю офицеров штурманской службы с этой знаменательной датой!

Главный штурман Дальней авиации, военный штурман-снайпер,  полковник Сафронов Ф.Ф.

24 марта 1916 года был издан приказ начальника штаба Верховного главнокомандующего Вооруженных Сил России № 325, на основании которого создавалась Центральная аэронавигаци­онная станция (ЦАНС). Эта дата приказом главно­командующего ВВС № 370 от 2 августа 2000 г. ут­верждена как дата создания штурманской службы Военно-воздушных сил Российской Федерации.

 Главной задачей ЦАНС являлось проведение «...аэрологических наблюдений, заготовка, проверка и установка на самолётах точных приборов». Кроме этого, на неё возлагалось изучение вопросов аэронавигации, выработка методики их решения в различных условиях, а также разработка нового приборно­го оборудования. Именно в этот период были заложены основы аэронавигационной службы, развития аэронавигации как науки, совершенствования навигационных приборов и бомбардировочного оборудования.

На начальном этапе развития авиации штурманские задачи из области аэронавигации и боевого применения были только обозначены и поэтому обходились не только без специальной службы, но и без подготовленных соответствующим образом специалистов. По мере расширения круга задач и совершенствования навигационно-пилотажного и радиосвязного оборудования в состав экипажей самолетов был введен летчик-наблюдатель (позднее – штурман), на которого возлагалось решение элементарных навигационных задач и боевого применения средств поражения.

штурм служба 100 лет-02штурм служба 100 лет-03

Значительное влияние на условия работы авиации оказала Первая мировая война. Полеты стали выполняться на значительно бо́льших высотах, в различных метеоусловиях и ночью, что потребовало помимо визуальной ориентировки обратиться к самолетовождению по компасу, быстро выполнять расчеты курса и путевой скорости, определять ветер в полете.

штурм служба 100 лет-04штурм служба 100 лет-05штурм служба 100 лет-06

                      1916 г.                                           1940 г.                                         2016 г.

Быстрый прогресс авиационной науки и техники, все меньшая зависимость полетов от погоды и времени суток способствовали признанию и утверждению аэронавигационной службы, как одной из важнейших летных служб. Преемницей аэронавигационной службы стала штурманская служба.      

штурм служба 100 лет-07Официально термин "штурман" появился в начале 30-х годов, а датой формирования организационной структуры штурманской службы считается 28 февраля 1933 года, когда приказом Реввоенсовета СССР был назначен первый флаг-штурман Военно-воздушных Сил РККА Борис Васильевич Стерлигов. По его предложению вводятся должности штурманов самолета, звена, авиаэскадрильи, бригады, ВВС округа. Так была создана определенная, достаточно стройная организационно-штатная структура штурманской службы, в том числе и в Дальней авиации, которая с некоторыми изменениями существует и поныне.

Начало Великой Отечественной войны застало ДБА в стадии реформирования, обусловленным итогами советско-финской войны. В срочном порядке работа штурманской службы, как и всех Вооруженных сил и страны в целом, перестраивалась на военный лад. Сразу был выявлен ряд недостатков, непосредственно влияющих на эффективность боевых действий частей Дальней авиации.

В начале войны три четверти ДБА использовались для нанесения ударов по танковым и моторизованным группировкам противника, т.е. по подвижным целям, отыскание которых и выход на них являлись наиболее сложными элементами самолетовождения. К подобным задачам ДБА, предназначавшаяся по довоенным взглядам, для действий с больших высот по стационарным объектам в глубоком тылу противника, была подготовлена недостаточно. Штурманская подготовка летного состава для полетов в сложных условиях вне видимости земных ориентиров требовала коренного улучшения.

штурм служба 100 лет-08Постановлением ГКО № 1392 от 5 марта 1942 года создается Авиация Дальнего Действия (АДД) с непосредственным подчинением Ставке ВГК. Главным штурманом был назначен майор Петухов И.И. (впоследствии генерал-майор авиации). После образования самостоятельной штурманской службы АДД качество штурманского обеспечения летной работы существенно повысилось. Весь штурманский состав в Дальней авиации находился в непосредственном подчинении командиров, что повышало роль и значение штурманской службы и требования к ней.

После создания АДД все больше акцент смещался к массированному применению её полков и дивизий, нанесению мощных ударов по объектам в глубоком тылу противника, поддержке стратегических операций фронтов.  Дальняя авиация к концу войны являлась поистине самым дальнобойным и маневренным средством Верховного Главного командования. В этот период штурманская служба Дальней авиации провела ряд мероприятий на достижение наибольшей точности и надежности самолетовождения экипажей ночью, точного выхода по времени на заданные цели и поражения их. Все экипажи стали широко использовать радионавигацию в комплексе с компасной навигацией и визуальной ориентировкой. Возросла эффективность и точность бомбометаний, результаты которых тщательно анализировались по данным фотоконтроля. Война подтвердила, что  штурманская служба с честью выдержала все испытания, способствовала неуклонному повышению эффективности боевых действий соединений и частей  Дальней авиации.

В послевоенные годы в целях повышения точности самолетовождения начало широко применятся принципиально новое навигационного оборудования. Заметно возросло внимание к вопросам практического применения авиационной астрономии. Разрабатывались и принимались на вооружение новые образцы авиационных средств поражения, бурное развитие получило ракетное оружие. Все это требовало от руководящего состава штурманских служб всех уровней кропотливого и напряженного труда по отработке способов достижения максимальной точности навигации и эффективности авиационных ударов.

В годы холодной войны экипажи Дальней авиации неизменно доказывали высокую боевую готовность этого наиболее мобильного средства ядерного сдерживания. Экипажи самолетов-ракетоносцев несли многочасовые дежурства в воздухе и выполняли дальние полеты, иногда продолжительностью более суток, над необъятными просторами Арктики и океанскими акваториями. Офицеры штурманских служб управления ДА, дивизий и полков не только успешно решали вопросы организации и обеспечения данных полетов, но и непосредственно в составе экипажей принимали участие в их выполнении.

Штурманская служба Дальней авиации в современных условиях качественно решает задачи точной и надежной воздушной навигации, эффективного применения авиационных средств поражения, разведки, РЭБ. С развитием высокоточного оружия большой дальности, современных средств воздушной навигации, автоматизированных систем управления роль штурмана, как в экипаже, так и в органах военного управления неуклонно возрастает.

Нынешнее поколение военных штурманов свято чтит и преумножает славные традиции Дальней авиации, достойно выполняет задачи по обеспечению безопасности Российской Федерации. За вековую историю штурманской службы мы имеем немало приме­ров героизма и самоотверженного исполнения воинского долга штурманским составом.

Сегодняшняя юбилейная дата – это лишь первые 100 лет служения Отечеству специалистов нелегкой, но интересной профессии авиационного штурмана, которой они посвятили всю свою жизнь.

штурм служба 100 лет-09Поздравляю всех ветеранов, находящихся в строю офицеров штурманской службы с этой знаменательной датой!

Сердечная благодарность инструкторам и профессорско-преподавательскому составу Челябинского училища штурманов и Военно-воздушной академии им. проф. Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина, командирам воздушных кораблей Дальней авиации, которые открывают дорогу в небо многим поколениям штурманов!

Желаю всем крепкого здоровья, счастья, благополучия, чистого неба и успехов в службе и труде на благо России!

Главный штурман Дальней авиации,  военный штурман-снайпер,
полковник Сафронов Ф.Ф.