logoDA-SVlogoSVDA

22 апреля 2015 г. делегация Совета ветеранов Дальней авиации России, во главе с председателем М.М. Опариным, посетила могилы первых русских лётчиков Г.В. Алехновича, В.М. Абрамовича, Л.М. Мациевича и С.И. Уточкина, которые похоронены на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербуге. На месте каждого захоронения отец Константин провёл молебен.

Памятники находятся под охраной и на содержании государства.

17 mejd chteniya-08

17 mejd chteniya-09АЛЕХНОВИЧ Глеб Васильевич (1886-1918 г.)

В конце 1910 года прошёл первоначальное обучение в Севастопольском аэроклубе у Станислава Дорожинского. В Гатчинской авиационной школе получил диплом пилота-авиатора № 30 от 29 июля 1911 года. Через месяц Г. В. Алехнович участвовал в авиационных состязаниях в Царском Селе, где стал победителем и удостоился приза Императорского Всероссийского аэроклуба.

В конце 1912 года Г.В.Алехнович подал в отставку из армии и стал работать лётчиком-испытателем в авиационном отделе Русско-Балтийского вагонного завода, который возглавлял Игорь Иванович Сикорский. Он испытывал самолёты «Русский Витязь», «Илья Муромец».

В начале Первой мировой войны был призван в армию и назначен командиром «Ильи Муромца-V», на котором совершил свыше 100 вылетов. Награждён Георгиевским крестом.

В 1917 году Г.В.Алехнович установил очередной рекорд грузоподъёмности. На своём самолёте «Илья Муромец» он поднял груз в 180 пудов (2948,4 кг). После Октябрьской революции участвовал в создании «красной» Эскадры. Погиб в ноябре 1918 года при крушении на «Муромце» под г. Эртиль.

17 mejd chteniya-10

Благодаря оперативным действиям П.Н. Панкратьева на памятнике Г.В. Алехновича обновлена позолота надписей.

17 mejd chteniya-11АБРАМОВИЧ Всеволод Михайлович (1890-1913 г.)

Лётчик и изобретатель, один из пионеров русской авиации, член Всероссийского аэроклуба. 1—24 июля 1912 года совершил перелёт Берлин—Петербург, предпринятый в первую очередь с рекламными целями. Этот перелёт был выдающимся для своего времени достижением — его дальность составляла более полутора тысяч километров. Самолет, на котором Абрамович прилетел в Россию, сильно отличался от «классического» «Райта». По инициативе Абрамовича на нём ликвидировали передний руль высоты, удлинили хвостовую ферму и на ней, за рулем направления, установили горизонтальный стабилизатор и руль высоты. Была изменена также система управления самолетом, вместо полозьев поставлено колесное шасси, применен новый 90-сильный двигатель немецкой фирмы NAG. Самолет стал более устойчивым, а для взлета больше не требовались катапульта, деревянный рельс и отделяемая тележка, как на первых «Райтах». Модифицированная машина получила обозначение «Абрамович-Райт».

24 апреля 1913 года талантливый лётчик и изобретатель погиб по вине княгини Е.М.Шаховской, выполнявшей самостоятельный полёт с инструктором. Сама Шаховская при этом не пострадала.

17 mejd chteniya-12

17 mejd chteniya-13МАЦИЕВИЧ Лев Макарович (1877-1910 г.)

Инженер, авиатор, один из первых русских лётчиков. Уже в период с 1904 по 1908 год молодой инженер принял активное участие в разработках важнейших военно-морских проектов.

Но не океанские глубины манили Льва Мациевича. Мечта о полетах покорила его сердце, и он всецело посвятил себя новому делу. В 1909 году он принят в Отдел воздухоплавания, возглавляемый великим князем Александром Михайловичем. На заседании Военно-морского кружка в Петербурге Л.М. Мациевич выступает с докладом "О состоянии авиационной техники и возможности применения аэропланов в Военно-Морском Флоте". Мациевич смог убедить присутствующих в целесообразности использования летательных аппаратов на надводных кораблях.

В марте 1910 года капитана Мациевича направили во Францию для изучения мирового авиационного опыта. Там на протяжении полугода он совершенствовал свои теоретические знания и практические навыки во всемирно известной авиационной школе летчика и авиаконструктора Анри Фармана. Кроме того, Мациевич был руководителем авиационной комиссии по закупкам аэропланов. Он должен был ознакомиться с различными типами самолетов и выбрать лучший для организации его закупок в Россию. За несколько месяцев пребывания за границей Мациевич успел побывать на 7 аэродромах и изучить устройство аэропланов 13 типов. Свой первый самостоятельный полет Мациевич совершил после 45 минут обучения с инструктором. В меру осторожный, всегда внимательный и спокойный, он за все время, проведенное в школе Фармана, не потерпел ни одной аварии. "Летаю на "Фармане", умею на "Соммере", - писал Лев Макарович. И мечтал: - Изучу основательно недостатки существующих аэропланов, а затем займусь проектированием нового". 9 августа 1910 года Мациевич получил у Фармана лицензию пилота под номером 176.

КАК ПОГИБ Л.М. Мациевич…

Летный день (24 сентября 1910 г.) закончился - об этом известил выстрел сигнальной пушки ровно в шесть вечера. Только Мациевич все еще плыл на своем "Фармане" с цифрой "20" на борту высоко в небе. Публика не расходилась, все с восхищением смотрели на его полет, ждали момента, когда машина спустится и побежит по земле. И вдруг, через восемь минут после выстрела, - аппарат был на высоте около 400 метров - по трибуне пронесся вздох ужаса: зрители услышали в воздухе непонятный треск, аэроплан странно качнулся, передняя часть наклонилась, он будто переломился пополам. Потом на мгновение аэроплан выровнял полет и тут же, к ужасу собравшихся, стал разламываться на части. Фигурка пилота отделилась от машины и камнем полетела вниз.

Так погиб Л.М. Мациевич - первая жертва авиационной катастрофы в России.

17 mejd chteniya-14

17 mejd chteniya-15

17 mejd chteniya-16УТОЧКИН Сергей Исаевич (1876-1916 г.)

Один из первых русских авиаторов и лётчиков-испытателей; многосторонний и талантливый спортсмен — фехтовальщик, пловец, яхтсмен, боксер, футболист, вело-, мото- и автогонщик начала XX века. Велики заслуги Уточкина в популяризации авиации в России в 1910—1914 годы. Он совершил десятки демонстрационных полетов во многих городах Российской империи (только в 1910-12 г. - 150 полетов в 70 городах России и за её пределами). Его полеты наблюдали будущие известные лётчики и авиаконструкторы: В. Я. Климов и С. В. Ильюшин (в Москве), Н. Н. Поликарпов (в Орле), А. А. Микулин и И. И. Сикорский (в Киеве), С. П. Королев (в Нежине), П. О. Сухой (в Гомеле), П. Н. Нестеров (в Тбилиси) и др.

31 декабря 1915 (13 января 1916) года в Петрограде в свои неполные сорок лет, из которых пять были отданы авиации, пионер отечественного воздухоплавания Сергей Исаевич Уточкин скончался в больнице св. Николая Чудотворца от кровоизлияния в мозг. В связи с войной смерть его осталась практически незамеченной широкой публикой.

17 mejd chteniya-17

Слава Пионерам русской авиации и вечная им память!