logoDA-SVlogoSVDA

10 ноября 2018 года исполняется 130 лет со дня рождения Андрея Николаевича Туполева, величайшего авиационного конструктора, гения русской авиационной мысли, выдающегося ученого и практика отечественного самолетостроения, достойнейшего человека и гражданина своего Отечества.

В последнее время в российских средствах массовой информации активно освещается идея присвоения имен великих соотечественников аэропортам страны. Предлагаются десятки имен русских писателей, поэтов, художников, артистов, полководцев. К сожалению, среди этих, безусловно, достойных имен, не названо ни одного имени авиатора: авиаконструктора, летчика, организатора авиационной промышленности. Было бы правильно и справедливо, если бы такой список возглавил Андрей Николаевич Туполев, чья жизнь и деятельность является ярким примером беззаветного служения своему народу и Отечеству.

Гений русской авиации 02Родился Андрей Николаевич 29 октября (10 ноября) 1888 года, в селе Пустомазово ( ныне — Кимрский район, Тверская область) в семье провинциального нотариуса. Мать — Анна Васильевна (1850—1928) (урождённая Лисицына), родилась в Торжке в семье судебного следователя, окончила Мариинскую женскую гимназию в Твери. Имела дворянское происхождение, была очень образована, знала несколько иностранных языков. Сама давала детям начальное образование.

Отец, Николай Иванович Туполев (1842—1911), был родом из Сургута, выходцем из сибирских казаков. Учился на юриста в Санкт-Петербургском университете, сочувствовал революционерам-народникам. Хотя и не участвовал в деятельности народнических организаций, после убийства Александра II был выслан из Санкт-Петербурга. Родители Туполева купили на сбережения Анны Васильевны небольшую усадьбу Пустомазово, где занялись сельским хозяйством.

Ещё во время обучения в Тверской гимназии Андрей проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 года — член Воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором в 1910 году самостоятельно совершил первый полёт. В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в студенческих волнениях и за распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. Только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в Москву в Училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.
В 1916—1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ, где окончательно определилось призвание молодого инженера.

Гений русской авиации 03Следуя заветам Жуковского, Андрей Николаевич настойчиво развивал авиационную науку и ее экспериментальную базу; став вдохновителем и основателем российского металлического самолетостроения в эпоху господства деревянных конструкций и этим определил развитие мирового самолетостроения, направив его на цельнометаллический путь.

Туполев и его коллектив в двадцатые годы прошлого века создал тяжелые бомбардировщики, по своим конструктивным и компоновочным решениям на долгие годы, определившие пути развития тяжелых самолетов, как военного, так и гражданского назначения. На самолетах Туполева советские летчики впервые садились на Северный полюс, на его машинах экипажи Чкалова и Громова выполнили рекордные перелеты из Москвы в США. По его инициативе был создан первый отечественный реактивный пассажирский самолет Ту-104, положивший начало массовой эксплуатации пассажирских реактивных самолетов в мире. Благодаря его деятельности страна получила мощную стратегическую авиацию, что помогло в послевоенный период удержать равновесие в "холодной войне" и не позволило спихнуть земной шар в пучину термоядерной войны. Под его руководством были созданы первоклассные военные и пассажирские самолеты различного назначения, во многом определившие лицо мировой авиации в XX столетии.

В 1922 году Андрей Николаевич возглавил Комиссию по постройке металлических самолётов при ЦАГИ. С этого времени в системе ЦАГИ начало действовать сформированное и возглавляемое им опытное конструкторское бюро (ОКБ), деятельность которого была связана с развитием тяжёлых сухопутных, морских боевых и гражданских самолётов, торпедных катеров и аэросаней. Туполев был главным конструктором этого КБ.

В 1922-1936 годах Андрей Туполев являлся одним из создателей научно-технической базы ЦАГИ, разработчиком проектов ряда лабораторий, аэродинамических труб, опытного гидроканала, первого в стране опытного завода по строительству цельнометаллических самолётов. Он был организатором производства алюминиевого сплава — кольчугалюминия, полуфабрикатов из него.

В 1923 году он создал свой первый лёгкий самолёт смешанной конструкции (АНТ-1), в 1924 году — первый советский цельнометаллический самолёт (АНТ-2), в 1925 году — первый боевой цельнометаллический самолёт (АНТ-3), строившийся серийно, а также первый цельнометаллический бомбардировщик-моноплан (АНТ-4, 1925).

Гений русской авиации 04

А.Н.Туполев разработал и внедрил в практику технологию крупносерийного производства лёгких и тяжёлых металлических самолётов. Под его руководством проектировались бомбардировщики, разведчики, истребители, пассажирские, транспортные, морские, специальные рекордные самолёты, а также аэросани, торпедные катера, гондолы, мотоустановки и оперение первых советских дирижаблей.

С 1930 года он был главным конструктором ЦАГИ. С 1931 года — заместитель начальника Центрального конструкторского бюро ЦАГИ, с 1932 года — начальник конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ, с 1933 года — заместитель начальника ЦАГИ по сектору опытного строительства.

В 1932 году им был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3 (АНТ-6), с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе. Также в 1932 году под руководством Туполева бригадой П. О. Сухого был сконструирован самолёт АНТ-25. В 1934 году появился многомоторный самолёт АНТ-20 («Максим Горький»). Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.

С 1936 года Андрей Туполев совмещал руководство ОКБ, выделенного из системы ЦАГИ, с должностью главного инженера Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжелой промышленности (НКТП), формировал стратегическое направление развития советской авиации, науки и техники.

Смею предположить, что в конце 30-х годов страна получила бы еще не один военный и гражданский самолет Туполева. Но 21 октября 1937 года он был необоснованно обвинен во вредительстве и шпионаже и арестован. 28 мая 1940 года Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила А.Н. Туполева к 15 годам исправительно-трудовых лагерей.

Полтора года его продержали в тюрьме, затем перевели в ЦКБ-29 («Особое техническое бюро НКВД СССР»), впоследствии получившем название «Туполевская шарага», где он возглавил коллектив заключенных, как и он авиаконструкторов.

Здесь Туполевым был создан фронтовой бомбардировщик "103" (Ту-2). Создание этого самолета туполевским коллективом в системе НКВД можно назвать нравственно-патриотическим подвигом. Даже при таких чрезвычайных обстоятельствах, незаслуженных обвинениях Туполев не утратил мужество, чувство долга и веру в справедливость.

Гений русской авиации 05

С началом войны А.Н. Туполева и его сотрудников освободили из заключения и предоставили возможность самоотверженно работать на Победу в качестве свободных людей. В тяжелейших условиях начального периода войны, в эвакуации в Омске, Туполев сумел обеспечить развертывание серийного производства одного из лучших фронтовых бомбардировщиков войны Ту-2, доведя его к середине 1942 г. до уровня оперативной готовности, а затем уже в Москве сумел обеспечить крупносерийное его производство, с одновременной подготовкой нескольких целевых модификаций этого уникального самолета.

В 1943 году он вернулся в Москву и был назначен главным конструктором и ответственным руководителем авиационного завода №156, где была создана главная база конструкторского бюро (ОКБ) А.Н. Туполева.

Гений русской авиации 06

Размах деятельности Туполева во время работы в ГУАП в 1936-1937 гг. до ареста, его активное участие в развитии отечественной авиации, вероятно, подсказали Сталину мысль поручить Андрею Николаевичу важную государственную задачу - техническое руководство перестройки промышленности СССР для воссоздания американского бомбардировщика В-29. Сталин дает Туполеву чрезвычайные полномочия. Андрей Николаевич обеспечил выполнение задания в немыслимо короткий срок - 1,5 г., в мае 1947 г. первый серийный Ту-4 поднялся в небо.

Государственный подход определял действия Туполева и при создании этапных самолетов нашей авиации: Ту-16, Ту-95, Ту-104 и многих других.

На каждом этапе своей работы Андрей Николаевич выдвигал и первым в стране практически разрешал важнейшие (часто не очевидные) проблемы, определявшие прогресс самолетостроения, особенно тяжелого. Его отличала способность мгновенно улавливать суть явлений, тонко чувствовать еще только нарождающиеся прогрессивные тенденции в новых научных и технических направлениях в области авиации и смежных с ней отраслей. То, что было им "переварено" и уложено в его собственную научную и техническую логику, то, что он считал достаточно "созревшим" для применения в промышленности, он умел силой своего таланта и безудержной энергии быстро превращать в конструкции самолетов, выбирая в каждом случае наиболее обоснованные простые и логические инженерные решения. Благодаря сочетанию этих качеств он мог создавать самые передовые самолеты, нередко превосходившие зарубежный уровень. И это в годы, когда наша авиационная промышленность по многим технологическим показателям отставала от мирового самолетостроения.

Послевоенная авиация резво переходила на реактивные «рельсы». Реактивный двигатель существенно повысил все характеристики самолётов. ОКБ-156 (Туполева), занятое внедрением в производство Ту-4, позже других приступило к освоению нового двигателя в своих конструкциях. Создав ряд промежуточных самолётов с реактивными и турбовинтовыми двигателями — Ту-12, Ту-14, Ту-82 и Ту-91, — на которых были опробованы различные конструктивные решения крыльев, фюзеляжа и т.д., Туполев приступил к реализации проекта дальнего бомбардировщика. Технические требования на новый реактивный бомбардировщик были сформулированы в середине 1950 года. Параллельно к работе над проектом бомбардировщика было подключено и ОКБ-240 (Ильюшина), что внесло в работу двух коллективов полезную струю конкуренции и состязательности.

«Ильюшинцы» свою машину строили на базе удачной конструкции фронтового бомбардировщика Ил-28 с прямым крылом. Туполев распорядился взять за основу решения, заложенные ещё в проекте «82» со стреловидным крылом и изменить компоновку двигателей, и не ошибся. 27 апреля 1951 года Ту-16, так был назван опытный самолёт, выполнил первый полёт. После ряда доработок, машина была принята в производство и долгие годы составляла основу Дальней авиации страны.

Гений русской авиации 07

На базе конструкции Ту-16 был создан первенец гражданской авиации Ту-104, который достойно смотрелся на международных маршрутах. Первый полёт опытной машины Ту-104 состоялся 17 июля 1955 года, а в марте 1956 года самолёт был представлен на международном авиасалоне в Лондоне, где вызвал огромный интерес у авиационного сообщества.

Огромный накопленный опыт проектирования тяжёлых самолётов, позволил Туполеву взяться за проектирование сверхдальнего стратегического ракетоносца Ту-95, несмотря на острую конкуренцию со стороны КБ его ученика Мясищева. Работа над новым самолётом была начата в 1951 году. Четыре мощных турбовинтовых двигателя позволяли доставить оружие в любую точку мира. 12 ноября 1952 года был выполнен первый полёт. Не всё складывалось удачно с внедрением самолёта в серию, да и Мясищев наступал на пятки со своим М-4. И только железная воля Главного конструктора довела Ту-95 до серийного производства. Самолёт и сегодня исправно служит делу обороны страны в составе Дальней авиации ВКС России. На основе идей, заложенных в конструкцию Ту-95, был создан пассажирский турбовинтовой межконтинентальный самолёт Ту-114.

Впечатляющие успехи были достигнуты ОКБ-156 под руководством Туполева в создании сверхзвуковых ракетоносцев Ту-22 и Ту-22М, которые поражали совершенством своих форм и боевых возможностей. Здесь в полной мере можно оценить любимое выражение Андрея Николаевича — красивый самолёт хорошо летает.

Долгие годы надёжно работали в небе самолёты гражданской авиации Ту-124, Ту-134 и Ту-154, созданные под непосредственным руководством гениального конструктора. И его, до конца неспетая «лебединая песня», — сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144, совершивший свой первый полёт в 1968 году.

Гений русской авиации 08За свою жизнь Андрей Николаевич создал около 160 моделей самолетов, начиная от авиетки АНТ-1 и заканчивая Ту-144. На самолетах Туполева установлено 78 мировых рекордов! Совершено 30 всемирно известных перелетов. Едва ли найдется еще один авиаконструктор, сделавший столько для прогресса авиации и превращения своей страны в великую авиационную державу.

Самолеты Туполева были основой парка авиационной компании "Аэрофлот", эксплуатировались в десятках стран. Они и сегодня составляют основу боевого состава Дальней авиации ВКС России.

Андрей Николаевич Туполев имел воинское звание генерал-полковника инженерно-технической службы, был избран действительным членом Академии наук СССР (1953), почетным членом Королевского общества аэронавтики Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971); ему были присуждены премия и золотая медаль имени Н. Е. Жуковского, Ленинская премия (1957), пять Государственных премий СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972), высшая награда Международной авиационно-спортивной федерации (ФАИ). Ему трижды было присвоено звание Героя Социалистического Труда (1945, 1957, 1972).
Он был награжден восемью орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Октябрьской Революции, Суворова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, "Знак Почёта", медалями, а также иностранными орденами. Почетный гражданин Парижа (Франция), Нью-Йорка (США) и города Жуковский Московской области.

Гений русской авиации 09

Андрей Николаевич ушел из жизни 23 декабря 1972 года. Скоро будет полвека, как нет с нами в земной жизни этого выдающегося человека.

Но его помнит весь авиационный мир. Его помнят и чтут люди старшего поколения. Очень важно, чтобы о нем знала и помнила молодежь. Лучший способ укрепить эту память – присвоить одному из аэропортов столицы имя Андрея Николаевича Туполева.

М. Опарин,
Председатель Совета ветеранов Дальней авиации,
Заслуженный военный летчик РФ.