logoDA-SVlogoSVDA

Алексей Андреевич Туполев родился 20 мая 1925 г. в Москве. Вся его трудовая деятельность неразрывно связана с авиацией, продолжением конструкторских решений своего отца – Андрея Николаевича Туполева и созданием собственных проектов.

Первая его конструкторская работа — хвостовая деревянная законцовка фюзеляжа самолета Ту-2, принятая в серийном производстве для экономии дефицитного металла в военные годы, была сделана им после окончания школы в 1943 году.

Далее, после окончания института, он участвует в проработке компоновки варианта самолета Ту-16 с двумя ТРД и предлагает свой вариант с размещением двигателей у борта фюзеляжа за вторым лонжероном крыла и с одностоечным главным шасси. После обсуждения у генерального конструктора эта компоновка была принята бригадой технических проектов С.М. Егера для дальнейшей разработки.

В 1956 г. образовался отдел «К» по беспилотной технике в КБ Туполева, нашедший под руководством А.А. Туполева, уже как главного конструктора, новые свежие решения по ряду типов беспилотной техники.

Найденная под руководством А.А. Туполева уникальная компоновка малых беспилотных разведчиков Ту-143 («Рейс») позволила реализовать целую серию аппаратов этого типа («Стриж», «Рейс-Д», Ту-300) с широким кругом задач и с широким диапазоном летных данных.

90 l TupolevAA-02В последние годы жизни Андрея Николаевича Туполева увеличилась доля творческих решений, принимаемых его соратниками: С.М. Егером, Д.С. Марковым и А.А. Туполевым. Алексею Андреевичу было поручено в начале 1960-х гг. важное задание — проектирование первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Постепенно происходила естественная смена поколений. И, наконец, этот естественный процесс обусловил назначение в 1973 г. А.А. Туполева генеральным конструктором вскоре после смерти А.Н. Туполева.

Одновременно с разработкой серийного варианта Ту-144 А.А. Туполев активно занимался улучшениями летных данных самолетов Ту-22М2 и Ту-22МЗ, самолетом Ту-95МС и внедрением в эксплуатацию Ту-154Б в самый сложный период завершения освоения этого самолета Аэрофлотом.
Еще при жизни Андрея Николаевича, А.А. Туполев принял участие в конкурсе разных КБ на разработку перспективного ударного стратегического самолета. Работы над новым стратегическим ракетоносителем, с учетом имевшегося мощного экспериментального и творческого потенциала, а также явных успехов коллектива КБ под руководством А.А. Туполева в реализации программ по Ту-22М и Ту-144, были поручены КБ Туполева.

Огромное число предприятий и организаций авиапрома, смежных с ним отраслей под техническим руководством А.А. Туполева работали над реализацией Ту-160. А.А. Туполев сумел организовать весь коллектив КБ на разработку самолета, уникального по вложенным в его компоновку, конструкцию и технологию решений. Усилия КБ и Алексея Андреевича увенчалась триумфом. Страна получила великолепный боевой авиационный комплекс.

90 l TupolevAA-0390 l TupolevAA-0490 l TupolevAA-05

В области гражданской дозвуковой тематики практически непрерывно велись работы по поиску наиболее экономичных и эксплуатационно-пригодных компоновок самолетов с новыми реактивными двигателями высокой двухконтурности.

90 l TupolevAA-06Выбор параметров самолета Ту-204, позволивших создать семейство его модификаций, призванных стать самыми массовыми, доходными и экологически чистыми гражданскими самолетами страны, является крупной заслугой А.А. Туполева и руководимого им коллектива.

90 l TupolevAA-07Одновременно Алексей Андреевич Туполев вел большую преподавательскую и научную работу в Московском авиационно-технологическом институте, был профессором, заведующим кафедрой. Принимал непосредственное участие в подготовке сотен первоклассных авиационных специалистов, которым предстоит развивать российскую авиацию в наступившем столетии. Был избран действительным членом (академиком) Академии наук СССР и внес значительный личный вклад в работу Института автоматики Академии наук СССР. Ему было присвоено звание Герой Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий, награждён многими высшими орденами СССР. Скончался Алексей Андреевич 12 мая 2001 г. после тяжёлой и продолжительной болезни.

Низкий поклон и слова глубокой благодарности конструктору А.А. Туполеву от авиаторов, эксплуатировавших созданные им и его коллективом авиационные ударные комплексы Ту-22М, Ту-95МС, Ту-160.