logoDA-SVlogoSVDA

30 декабря 2017 г. исполняется 100 лет со дня рождения легендарного лётчика АДД,  дважды Героя Советского Союза Осипова Василия Николаевича. Его железное упорство и настойчивость дали возможность совершить 420 боевых вылетов, с первого до последнего дня войны провести в небе 2000 часов, сбросить на объекты противника 600 тонн бомб, сбить 6 самолётов врага. Вечная слава Герою и его экипажу.

Родился Василий Николаевич 30 декабря 1917 г. в городе Петрограде в семье рабочего завода Михельсона. В школьные годы по примеру мужей своих сестёр он решил стать военным и поэтому пристрастился к занятиям спортом. В школе он стал первым спортсменом: много занимался гимнастикой, бегом, ходил на лыжах и даже в соревнованиях с взрослыми занимал хорошие места. Он с увлечением играл в баскетбол и волейбол, стоял в воротах юношеской футбольной команды. Эта команда незадолго до того, как Василий Осипов окончил школу, завоевала первенство города. В решающем матче на стадионе имени Ленина он не пропустил ни одного мяча. В 1937 году, завершив обучение в 225-й средней школе, что за Невской заставой, в Мурзинке, он поступает в Чкаловское военно-авиационное училище (г. Оренбург), которое с отличием заканчивает в 1940 году. Лейтенантом его назначают в бомбардировочный полк.

В 1940-1941 годах он – лётчик 231-го авиаполка Авиации дальнего действия (АДД). С рассвета 22 июня 1941 года В.Н. Осипов становится участником Великой Отечественной войны. Уже в первые её месяцы он показал себя незаурядным воздушным бойцом. Главный маршал авиации Голованов А.Е., вспоминая ту пору и называя лучших лётчиков, отличившихся в трудных боях, особо выделяет Осипова. Не зря про него и в полку говорили: «Упорный, ни за что не уступит, поборет врага и воздушную стихию». 

К 100летию Осипова 02Боевое крещение на самолёте ДБ-3 Василий принимает на Южном фронте в огненном небе Украины. Случилось это 23 июля 1941 года, когда его полк получил первое боевое задание. Тогда неподалеку от Острой Могилы, что под Белой Церковью, Осипов в составе своей эскадрильи в головном звене выполнил бомбометание на скопление вражеских танков, автомашин и бензоцистерн. Ведущим в группе тогда был командир эскадрильи А.М. Омельченко, который обучая своих лётчиков, спокойно, как над полигоном, разворачивался и делал заходы на цель. И Осипов, как положено, повторял эволюции ведущего. Под огнём зенитных батарей и крупнокалиберных пулемётов с пробитым правым крылом он выполнил 3 захода на объекты противника, проведя над целью, в общей сложности, 45 минут. Потом уже так не бомбили. Наученные опытом войны лётчики старались быстрее освобождаться от бомбового груза и резким маневром выходить из зоны огня. 

К 100летию Осипова 03А в этом налёте делали всё, как на инспекторской проверке, чётко следуя каждой букве наставлений. За этот удар по вражеской танковой колонне Осипов и его товарищи получили благодарность от главнокомандующего войсками Юго-Западного направления маршала С.М. Будённого.                                                                                    

Как и первый, крепко запал в память Василию Николаевичу и его 18-й по счёту вылет. Это было 17 августа 1941 года, накануне Дня авиации. В полку ждали артистов, но эскадрилья получила обычное задание – уничтожить вражеский аэродром. После первых разрывов бомб, сброшенных на замаскированные фашистские самолёты, навстречу нашим «Илам» начали взлетать фашистские истребители, и завязался первый для лётчика воздушный бой. Осипов и командир эскадрильи снизились на большой скорости, торопясь прижаться к земле и затруднить маневр истребителям. В это время пуля пробила левый мотор. Осипов начал отставать и почти сразу увидел, как на хвосте машины появилось пламя. Пытаясь сбить огонь, тот резко бросил машину вверх. А отяжелевший самолёт Осипова не набирал высоту и остался один. К нему приближались два вражеских истребителя. Надо было что-то быстро предпринимать. Осипов сделал разворот так, чтобы стрелку-радисту было удобнее вести огонь, и очень скоро один из истребителей ткнулся в землю. Второй промчался совсем рядом, пуля ударила рядом с плечом Осипова. Другая – оторвала кусок лопасти. Машина начала вибрировать.

Вот как потом рассказывал Василий Осипов об этом бое: «Иду на бреющем у самой земли. Впереди озеро. А истребитель снова заходит. Неужели придётся погибать в озере? Лучше бы в землю.

К 100летию Осипова 04«Эх, - думаю, - Синицын (стрелок-радист - прим. автора), друг, бей пожалуйста метко!». И молодец Василий. Второй истребитель задымил, отвалился. А я решил тянуть к аэродрому. Низко лечу. Вижу колонна на дороге. Думал – свои. Нет! Опять стреляют по самолёту. И всё-таки снова проскочил. Из машины хлещет масло, бензин. Все плоскости пробиты. Связи – никакой, в небе вокруг пусто. Не видно и товарищей. Значит, надо надеяться только на себя. Когда впереди уже показался Днепр, начал сдавать последний мотор. Как перелетел через реку, не помню. Посадил машину на своей земле, у мельницы, близ памятной деревушки Днепровка». В тяжёлых боях прошли для Осипова и последние месяцы 1941 года. Изобиловали они яркими событиями и громкими победами. Осенью во время ожесточённых боёв под Ростовом группа советских самолётов дальнего действия, в состав которой входил экипаж Осипова, разбомбила вражеский аэродром в Таганроге. В другой раз экипаж Осипова сбросил тяжёлую бомбу на здание, где размещался штаб фашистской дивизии. В конце 1941 года его перевели в состав 81-го дальнебомбардировочного авиаполка – позже он стал 5 гбап. К этому моменту на его счету было уже свыше сотни боевых вылетов. Экипаж В.Н. Осипова уничтожил много техники и живой силы противника, а в воздушных сбил 6 фашистских самолётов. В это же время его принимают в ряды ВКП(б) – впоследствии Коммунистической партии Советского Союза. Листовка Главного политуправления рассказывала о нём: «Железное упорство и настойчивость – отличительные черты Василия Осипова. Как бы ни бушевал огонь немецких зениток, как бы ни слепили глаза лучи вражеских прожекторов, - он смело идёт к заданной цели и не возвращается до тех пор, пока не обрушит на голову врага весь свой запас бомб». 

orden Leninamedal GSSЗа 115 успешных боевых вылетов на бомбардировку военных объектов в тылу противника и за выполнение боевых задач при бомбардировке войск противника, аэродромов, железнодорожных узлов, и проявленные при этом самоотверженность и мужество, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 20 июня 1942 года присвоил Василию Николаевичу Осипову звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 691). 

medal GSSmedal GSS13 марта 1944 г. за совершённые ещё 136 боевых вылетов и проявленные при этом героизм и отвагу во время боёв на Ленинградском фронте, заместитель командира эскадрильи 5-го гвардейского авиационного полка гвардии капитан Осипов В.Н. был награждён второй медалью «Золотая Звезда». Из однополчан в тот же день звание дважды Героя получил командир эскадрильи майор Таран П.А., Героем Советского Союза стал и штурман Павла Тарана – Аким Павлович Карпенко. 

К 100летию Осипова 07К 100летию Осипова 08

В должности командира звена, заместителя командира и командира эскадрильи Василий Николаевич участвовал в боях на Южном, Юго-Западном, 1-м Белорусском фронтах непосредственно под Мелитополем, Белой Церковью, Ростовом-на-Дону, на Кавказе, в Донбассе, на Курской дуге, под Ленинградом, в Крыму и в Германии. Совершал вылеты на объекты гитлеровцев в Бобруйске, Минске, Барановичах. Летал бомбить военные объекты в Хельсинки и Варшаве, Констанце и Галаце. Наносил удары по объектам врага в Данциге, Кенигсберге, Свидемюнде. 

К 100летию Осипова 09Почти всю войну летал на Ил-4, а перед её окончанием пересел на самолёт американского производства В-25 «Митчелл», частенько выжимая из него скорости истребителя. Наверное, его подразумевал американский историк Э. Мак-Доуэл, когда в своей книге писал, что русские летали на В-25, как на истребителях, - часто из крыльев выскакивали заклёпки и лопались стёкла кабин. В полку экипаж Осипова звали геройским.

Помимо командира звание Героя Советского Союза было присвоено штурману корабля Борису Петровичу Гущину (1943 г.) и стрелку-радисту Василию Ивановичу Синицыну (1945 г.). 

К 100летию Осипова 10К 100летию Осипова 11К 100летию Осипова 12

Свой последний боевой вылет он совершил уже в мае сорок пятого, перед самым окончанием войны, честно провоевав с первого до последнего дня войны. 

Всего за годы войны советский ас сделал 420 боевых вылетов, почти все ночью и в сложных условиях, проведя в воздухе около 2000 часов.

К 100летию Осипова 13

Иное дело американцы и англичане, - так после 30 вылетов экипажи тяжёлых английских бомбардировщиков переставали летать, а у американских экипажей 4-х моторных бомбардировщиков нормой было 25 вылетов, после которых они тоже отправлялись домой.

К 100летию Осипова 14Экипаж Василия Николаевича почти тысячу раз пересекал линию фронта, сбросив на вражеские объекты более 600 тонн бомб. В воздушных боях сбил 6 самолётов противника, однако ни разу не был сбит сам, ни разу не пришлось ему садиться на занятую противником территорию. Но об этой характерной черте величия подвига нашего героя так и не упомянул в своей книге историк русской авиации Н.Г. Бодрихин, причисливший всё же его к великим лётчикам мира.

Осипов никогда не гордился количеством пробоин в своей машине, хотя порой их число доходило до сотни. Больше всего он ценил точность боевого расчёта. Набрать высоту сверх заданной. Бесшумно, убрав газ, спланировать. Аккуратно прицелиться и нанести удар внезапно и неотразимо. Таков был его почерк. Но если уж он наметил цель и пошёл на неё, никакая опасность, никакой шквал огня уже не мог заставить Осипова свернуть в сторону. Разнообразие задач, которые за годы войны довелось выполнять В.Н. Осипову, поражает. Летать приходилось много и интенсивно. Например, только за период с 1 марта 1942 года по ноябрь 1943 года он совершил 267 боевых вылетов ночью и 8 днём. В некоторые месяцы их число доходило до 44. Как-то, совершив 3 ночных боевых вылета подряд, на рассвете ему пришлось в четвёртый раз за сутки подняться в воздух, чтобы за линией фронта, в одном из приморских городов, разбомбить здание немецкого штаба, где проходило ванное совещание фашистского командования. Как правило, все полёты различались и характером, и содержанием.

Среди них были: 

-  Бомбардировка, разведка, освещение, транспортные перевозки, а иногда и перехват вражеских бомбардировщиков, транспортников, или прикрытие войск; 
-  Заброска с воздуха на занятую врагом территорию советских разведчиков, грузов с оружием, боеприпасами, медикаментами и другим снаряжением для партизан;
-  Вместе с бомбами, предназначенными для врага, в машину Осипова загружали также и пачки листовок. В них были сообщения о героических действиях нашей армии, дававшие новые силы советским людям, попавшим под вражеское иго.

За свои подвиги Василий Николаевич награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, Отечественной войны I степени и многими медалями. В 1944 году ему было присвоено очередное воинское звание – майор. 

 orden Lenina0 2fc36 737efd3d orig0 2fc36 737efd3d origorden Nevskogoord OV.jpg

Что же всегда отличало дважды Героя Советского Союза Василия Николаевича Осипова?

Во-первых, твёрдое самообладание. Например, в ночь на 23 марта 1945 года при нанесении бомбового  удара по морскому порту Пиллау (Восточная Пруссия) дефектная бомба, сброшенная с летящего выше самолёта, повредила левую плоскость бомбардировщика. Но Осипов с боевого курса не свернул, перекрыл левую группу бензобаков, запустил остановившийся мотор и его экипаж серией бомб крупного калибра накрыл корабль, не успевший отойти от пирса.                                             

Во-вторых, чувство товарищества, способность рисковать своей жизнью ради спасения боевого друга. Вот что рассказал полковник в отставке А.М. Омельченко, под командой которого Осипов провоевал всю войну: «Мы бомбили днём танковую колонну. Среди ведомых был и осиповский экипаж. Мы уже отбомбились, когда на нас налетело несколько вражеских истребителей. Вижу – дело табак! Все атаки сосредоточены на моём самолёте. Нужно было случиться только чуду, чтобы кто-нибудь сумел пробиться ко мне сквозь бесконечные стрелы пулемётных трасс с беспрестанно атаковавших истребителей. Смотрю и глазам не верю: то впереди, то рядом со мной появляется самолёт Осипова. Он делал всё возможное, чтобы отвлечь от меня удар, прикрыть. Он спас меня, спас мой экипаж».

В-третьих, хладнокровие, выдержка и мобилизация всех внутренних сил во имя выполнения боевой задачи. Показателен в этом отношении эпизод в ночь с 3 на 4 июня 1943 года, когда истекая кровью, Василий Николаевич на протяжении двух часов вёл свой самолёт в сложных метеоусловиях и блестяще посадил его на своём аэродроме. Ранение пилот получил после атаки его самолёта истребителями противника. Не сказав об этом никому, он точно выдержал боевой курс и сброшенные штурманом бомбы упали в центр цели. В это время истребители противника снова атакуют самолёт. Получает ранение стрелок Почетковский, но Осипов продолжает управлять самолётом. Уже на подходе к аэродрому он тихо передаёт штурману: «Давай садись за штурвал, будем вместе сажать машину».После посадки встать с сидения и вылезти из кабины самостоятельно он уже не мог. Вражеская пуля пробила сиденье лётчика, парашют, прошла сквозь мягкие ткани ягодицы, кости таза, кишечник и остановилась в брюшной полости.

В-четвёртых, полная самоотдача ради победы над врагом. Однажды после трудного боевого вылета вернулся Осипов на свой аэродром на такой машине, что трудно было даже определить: самолёт это или одно только название. Один мотор разбит совсем. Второй сильно повреждён. Техники видели всякие изуродованные машины, но тут не удержались, сосчитали дырки, оставленные вражескими осколками и пулями. Их было более сотни».  Как же ты долетел?», - спросили Осипова. По-разному отвечали лётчики в подобной ситуации, вернувшись с боевого задания. А вот Василий сказал так: «На своём сердце…». Действительно, на своём сердце, как на крыльях, на одном дыхании, на страсти, верности – долетел герой-лётчик до родного аэродрома, чтобы и впредь громить врага.

В-пятых, умелое использование опыта других и учёт лётных ошибок (своих и чужих) для последующего предупреждения. Уже незадолго до Победы Василия Николаевича перевели в другую часть. В связи с этим командир 5-го гвардейского бомбардировочного Севастопольского полка издал приказ. Об Осипове в нём говорилось: «419 раз водил он свою стальную машину, сбрасывая смертоносный груз на головы вражеских войск и берлогу фашистского зверя. Неутомимый, всегда рвущийся в бой, он являет собой образец героя-лётчика». Приказ заканчивается словами: «На отважных, геройских подвигах гвардии майора Осипова, его скромности и умении водить самолёт на разгром врага, должен учиться весь личный состав нашего славного гвардейского полка».

После окончания Великой Отечественной войны отважный сокол продолжал службу в 199-м гвардейском авиаполку 14 гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии Дальней авиации. Занимал ряд командных должностей, обучал и воспитывал новое поколение крылатых бойцов.

К 100летию Осипова 15К 100летию Осипова 16

15 мая 1948 года на центральной аллее – Аллее Героев – Московского парка Победы в Ленинграде (заложенного в 1945 году) был установлен бронзовый бюст дважды Герою Советского Союза В.Н. Осипову. Поэт так написал об этом: «Смотрит в небо Осипов Василий, бронзой встав на этот пьедестал. Мужественный, верный сын России, он при жизни легендарным стал».

В 1948 году В.Н. Осипов окончил Высшую офицерскую лётно-тактическую школу командиров частей Дальней авиации (г. Иваново), а в 1954  - по состоянию здоровья был уволен в запас. Жил и трудился в родном Ленинграде, активно участвовал в военно-патриотической работе среди молодёжи. Много ездил по стране: бывал в Армении, Белоруссии, на Украине, Урале.

Скончался Герой в возрасте семидесяти трёх лет – 16 июля 1991 года. Похоронен на Южном кладбище города Ленинграда.  Имя Василия Николаевича Осипова вписано золотыми буквами в историю Дальней авиации России. Память о нём сохранится в веках.

В.А. Русиков, А.А. Стрельцов.