logoDA-SVlogoSVDA

8-ой отдельный тяжелый бомбардировочный авиационный корпус был не только по наименованию тяжелым, но и по условиям климатического базирования.

Спецификой Сибирского и Дальневосточного регионов являются климатические условия.

Резко континентальный климат Сибири, Забайкалья и  Приамурья, с перепадами температур от +40С летом, до -40С зимой, повышенная влажность в Приморье, накладывают отпечаток на работоспособность авиационной и автомобильной техники, на качество эксплуатации авиационной техники на земле и в воздухе. Трудозатраты при обслуживании в таких условиях в разы превосходят затраты на такие-же работы в Южных и Западных регионах нашей страны.

Так при подготовке самолета ТБ-3 к вылету, в большие морозы, необходимо было для прогрева двигателя (для уменьшения вязкости загустевшего масла,  и обеспечения запуска двигателя) четырежды пролить систему охлаждения двигателя кипятком, а это по тонне воды на каждый двигатель. Парадоксально, но при больших морозах, двигатели заклинивало от перегрева. В Забайкалье, впервые на авиационной технике, начали использовать в системе охлаждения двигателей антифриз. Так же, для облегчения запуска двигателей  в пусковых бачках бензин разбавляли эфиром, а карбюраторы грели горячем песком в мешочках.

Подготовка самолетов Ту-95, также начиналась с двух-трёх часового прогрева двигателей с использованием моторных подогревателей МП-44, которые в свою очередь, чтобы запустить, затаскивали в обогреваемое помещение.

А что говорить об эксплуатации автомобильной технике – двигатели отдельной спецтехники не глушили  всю зиму.

Резко-континентальный климат Восточного региона оказал влияние на вопрос оснащения частей  новой авиационной техникой. Так, по этой причине первый советский сверхзвуковой ракетоносец Ту-22К, не пошел на вооружение частей расположенных за Волгой. 

В Приморье климат несколько мягче. Но, из-за повышенной влажности возникают другие проблемы – если самолет не летает более месяца, если кабины не открывать и не просушивать, то  на оплетке электрических жгутов, на элементах теплозащиты и т.п. появляется плесень и грибок. Под чехлами, защищающими пневматики от солнечного воздействия, из-за скопления влаги, также появляется плесень, коррозия. Герметизация кабин и отсеков самолетов, находящихся на хранение, должна снять эту проблему, но на практике вышло всё наоборот – все элементы кабин стали покрываться серым слоем плесени. По этой причине самолеты Ту-16 находящиеся на базе хранения аэродрома Воздвиженка было принято решение перегнать  в Казахстан, в более сухой климат -  на аэродром Семипалатинск.

Зимние холода не давали спокойно спать руководящему составу гарнизонов. Начальники Восточных гарнизонов «главную итоговую проверку на выживаемость» сдавали жителям гарнизонов после окончания отопительного сезона. А сезон длился 8-9 месяцев в году. В отдельных гарнизонах насчитывалось до 40 кочегарок (котельных), которые нужно обслуживать. Из-за нехватки срочников, в истопники призывали в основном технический состав, а в кризисных случаях и летный. Командирам-восточникам приходилось изучать конструкцию и правила эксплуатации всего теплового хозяйства гарнизона. Без знаний номенклатуры   деталей по теплу, выжить было очень сложно.

Вот и приходилось командирам самим решать вопросы зимнего «выживания», вопросы водоснабжения и т.п.                                                                                         

Все гарнизоны ВА были закреплены за заместителями Командующего ВА, которые не только контролировали ход подготовки гарнизонов к зиме, но и организовывали работу, оказывали помощь. Так  военный городок «Красная горка», гарнизона Завитинск, из-за «слабой» котельной, славился самыми холодными квартирами на Востоке. Редко когда температура  в квартирах зимой поднималась выше 10 градусов.

Irk av specifik-02

Тогда по инициативе и при активном участии Главного инженера ВА полковника Фурсы В.П., дополнительно к существующей котельной,  установили очень надежный источник тепла - паровозный котёл. Вопрос по теплу, в этом городке, был  практически снят с повестки дня.

И вот в таких условиях нес службу наш героический личный состав.

Большой разброс по широте местности, накладывал свой отпечаток на состояние рек в весенний период. Таянье льда в верховьях и наличие прочного ледяного покрова в средней части реки  и в устье, приводило к возникновению ледяных заторов и поднятию уровня воды за критические отметки. Зачастую экипажи самолетов Ту-16, 1225-го, 1229-го, 303-го и 444-го тбап привлекались с подъемом по тревоге, для выполнения оперативных заданий по устранению ледовых заторов на реках Лена, Амур, Уссури, Сыр-Дарья, Аму-Дарья и других. При хорошем прогнозировании состояния рек, самолеты заблаговременно перебазировались на аэродромы Якутск, Семипалатинск, Красноводск, Карши.

Восточные гарнизоны формировались под влиянием  доктрины  защиты жилых городков от последствий ядерных ударов по аэродромам, путём отдаления их от аэродромов на расстояние 15-20 км.

Irk av specifik-03 

Перевозка личного состава из ДОС на служебную территорию осуществлялась на мотовозах и крытых брезентом автомобилях и это при 40 градусных морозах. Чтобы вовремя накормить личный состав, особенно в дни полетов, пищу вывозили на аэродром в термосах.

После того как, в конце 50-х годов, Н.С.Хрущев побывал летом в Приморье, где кроме знаменитого лимонника  и женьшеня растут и абрикосы, были сняты надбавки к денежному содержанию за отдаленность, так называемые «северные», а также различные льготы. Доходило до курьёзов –  в Братске (151-ая одраэ) срок службы считался в льготном исчислении один год за 1,5 а в Белой нет. Для отмены этого закона потребовалось 20 лет.

Несмотря на все климатические и другие трудности личный состав частей и соединений 30 ВА ВГК (СН), с достоинством и честью выполнял все поставленные перед ним задачи, и вписал много славных страниц в историю Дальней авиации.

Работа нынешних ветеранских организаций, в военно-исторической, героико-патриотической и профессионально-авиационной ориентации молодёжи, служит продолжением и  умножением традиций предыдущих поколений авиаторов  Сибири и Дальнего Востока.

Irk av specifik-04