С перебазированием в Иркутск штаба 8-го отбак и последующим его реформированием в управление 30-ой ВА ВГК, Иркутск становится настоящей авиационной столицей Восточной Сибири и Дальнего Востока.
В самом городе Иркутске сосредоточен огромный научный и производственный капитал:
- с 1934 года функционирует и набирает мощь 125-ый Иркутский Авиационный завод;
- Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (ИВВАИУ, ИВАТУ);
- три ВУЗа, один техникум и один колледж в которых обучаются студенты по авиационным специальностям;
- ДОСААФ;
- международный аэропорт «Иркутск».
Иркутская земля дала нашей стране много авиаторов с мировым именим:
- гениального ученого и конструктора авиационной и ракетно-космической техники, дважды Героя Социалистического труда, Академика АН СССР Янгеля М.К;
- авиационных конструкторов, Героев Социалистического труда Миля М.Л. и Камова Н.И;
- конструктора первых Российских самолетов и тепловозов Гаккеля Я.М;
- участников ВОВ, авиаторов - дважды Героя Советского Союза Челнакова Н.В, десять Героев Советского Союза;
- летчиков-космонавтов - дважды Героя Советского Союза Волынова Б.В, Героя России Полищук А.Ф и Кондратьева Д.Ю. и много других замечательных, … людей.
Отдельно нужно отметить структуры, которые связаны с Дальней авиацией, это:
1. ИВВАИУ, которое с 1931 года готовило высококлассных авиационных инженеров и техников для Дальней авиации. В 1971 года начальником училища назначен Главный инженер 8-го отбак генерал Калицев Солтан Гетагазович.
Среди 13-ти Героев Советского Союза, выпускников Иркутской школы, двое принадлежат к славной когорте «Дальников», это:
- капитан Рубцов А.П. (Окончил Иркутскую авиационную техническую школу в 1935 г. и Энгельсскую авиационную школу в 1940 году) к октябрю 1942 года совершил 60 боевых ночных вылетов на бомбардировку Берлина, Кенигсберга, вражеских войск, техники, укреплений и аэродромов. За мужество, проявленное при выполнении боевых заданий, капитану Рубцову, первому из питомцев Иркутского училища, 31 декабря 1942 г. было присвоено звание Героя Советского Союза.
- майор Дурновцев А.Е. (Выпускник Иркутской военной школы авиационных механиков 1943 года и Пугачевской школы пилотов в 1945 г.) 30-го октября 1961 года экипаж самолета Ту-95В под его командованием, в районе пролива Маточкин Шар (полигон на о. Новая Земля) произвел сброс самой мощной в мире водородной бомбы.
Из стен ИВАТУ вышли выпускники, оставивших заметный след в истории Дальней авиации, это:
- Заместитель Командующего ДА по ИАС - Главный инженер ДА, генерал-майор авиации Федоров Владимир Андреевич;
- Заместитель Командующего 37 ВА ВГК по ИАС – Главный инженер ВА, генерал-майор авиации Казазаев Петр Денисович;
- Заместитель Командующего 30-ой, а позднее 46-ой ВА ВГК по ИАС– Главный инженер ВА, полковник Фурса Виталий Прокопьевич;
- Заместитель Командующего 30 ВА ВГК по ИАС, начальник Ачинского ВАТУ, генерал-майор Лесков Валентин Елизарович;
- Главный инженер ВВС по АО полковник Федоров Борис Николаевич.
Председателями Государственных аттестационных комиссий в ИВАТУ (ИВВАИУ), как правило назначались Главные инженеры ДА Федоров, Казазаев, Мельник.
Заместитель командующего 37 ВА ВГК – Главный инженер ДА, председатель ГАК генерал – майор Мельник Л.И. поздравляет молодых лейтенантов с успешным окончанием училища.
На сегодняшний день 90% руководящих должностей в ИАС ДА занимают выпускники ИВВАИУ. Главный инженер ДА, полковник А.А.Блажаюк также выпускник ИВВАИУ.
2. 125-ый Иркутский авиационный завод, на котором производились самолеты для Дальней авиации СБ (АНТ-40), Ил-4, ЕР-2, Ту-2, Ту-14, Ил-28, Ан-12 и Ан-24;
3. ДОСААФ – связан с деятельностью Героя Советского Союза, первого Командующего 30 ВА ВГК генерал-полковника Безбокова В.М., который на протяжении 5-ти лет возглавлял областной ДОСААФ. В июле 2001 года постановлением губернатора Иркутской области негосударственному образовательному учреждению – Иркутскому авиационно-спортивному клубу присвоено имя героя Советского Союза Безбокова Владимира Михайловича, а на здании областной организации РОСТО (ДОСААФ) установлена мемориальная доска В.М.Безбокову. (одна из трёх досок установленных в Иркутске).
Сибирскую закалку в разные годы получили:
- основатель АДД, Главный маршал авиации А.Е. Голованов;
- Главком ВВС генерал армии П.С.Дайнекин;
- Командующие ДА генералы В.М. Калугин, М.М. Опарин, И.И.Хворов, П.В. Андросов, А.Д.Жихарев;
- Командующие авиацией МВД России Ю.В.Пыльнев, А.И. Афиногентов;
- Командующие ОГА - Г.В.Тузов, А.П.Томов;
- генералы В.Б.Дмитриев, Н.И. Табашников, П.Т.Бредихин, А.А.Волковинский, Г.П.Трезнюк, П.И.Шариков, В. П Малащицкий, В.И.Каширин, А.С.Кротов, А.И.Тараканов, Л.С.Шабельский, А.И.Пузанов, Е.Е.Винакуров, В.А.Янин, С.Я. Разин, К.К.Дементьев, А.С.Коновалов, Н.Н.Смарщик, В.В.Вовченко, Мосеев, П.М.Иванов, В.В.Родионов, А.А.Булкин, Перемот, Гугучкин, К.Субботин и многие другие.
1994 год. Личный состав управления 30-ой ВА ВГК
В 1994 году, самая мощная в своё время, 30-ая ВА ВГК (СН) ликвидирована.
Для оперативного решения вопросов боевой подготовки частями и соединениями, на базе 30-ой ВА, создана 598-ая Оперативная группа Командующего Дальней авиации ( на Востоке).
Командиром ОГ назначен генерал-майор авиации Бредихин П.Т., начальником штаба-Домрачев В.Б., отдел боевой подготовки возглавил Артамохин В.М., оперативно-разведовательный отдел – Корняков В.П., отдел по работе с личным составом – Помыткин В.П., ИАС – Баранов В.И., Тыл – Латыпов Ф.Я., центр боевого управления – Плотников А.Е..
Немало славных страниц в историю авиации вписал личный состав 8-го отбак , 30-ой ВА ВГК и 598-ой Оперативной группы. Их славные дела и традиции не забыты и продолжаются.
Гордостью наполняются сердца ветеранов, за подвиг, который совершил бывший командир экипажа самолета Ту-134, 188-го осап, майор Глызин Андрей Михайлович
Сухие строки газетных сообщений гласят: «11 июля 2011 года самолёт Ан-24 авиакомпании «Ангара» выполнявший рейс по маршруту Томск – Сургут, совершил вынужденную посадку на воду реки Обь в 63 км. От Нижневартовска. Происшествие унесло жизни 7-ми человек».
За этими строками кроется высокий професианализм, высокое чувство долга и ответственности всего летного экипажа, а в первую очередь его командира. Полет выполнялся на высоте 6000 метров вне видимости земли, через 1,5 часа после взлета, сработала сигнализация «Стружка в масле» и загорелся левый двигатель. Применение штатных средств пожаротушения ожидаемых результатов не принесло. Практика показывает, что в такой ситуации через 3-5 минут может произойти взрыв топливных баков, перегорание проводки управления и несущих элементов крыла, а дальше ……… Командир принимает единственно правильное решение – экстренное снижение и посадка. Посадка была произведена на воду с таким расчетом, чтобы самолет оказался на мелководье. После посадки злосчастный двигатель вырвало из гондолы, и он продолжил творить свои злые дела. Скорее всего, оторвавшийся винт пробил дыру в фюзеляже, через которую хлынула вода и за счет гидра удара фюзеляж разлимило на две части. Это и стало причиной гибели 7-ых человек. Остальных двадцать шесть пассажиров экипажу и подоспевшим на помощь рыбакам удалось спасти. Вода и мелководье, с легкой руки Глызина, оказались в этом случае спасителями. Сам командир первым вытащил 2-х годовалого малыша – тот без единой царапины. Посадил на берег и обратно в воду спасать пассажиров.
После этого случая А.М. Глызин , с присущей ему скромностью, на многочисленные вопросы журналистов сказал: «мы сделали ровно столько, сколько должен был сделать экипаж. А техника, еcть техника, и от её сбоев не застрахован никто».
Воспитанники 215-го СКА, также радуют своими олимпийскими результатами:
- Ирина Белова завоевывает серебро в семиборье на олимпиаде в Барсилоне (1992 год);
- Наталья Иванова – Сидней 2000 год – серебряная медаль по тхэквандо;
- Александр Зубков, бобслеист, завоевывает олимпийское серебро в Турине (2006 год) и бронзу в Ванкувере (2010 год).
Иркутск живёт и развивается. Приглашаем в гости и на постоянное место жительства, в экологически чистый и прекрасный край !